Судьи, принявшие решения по делу «Вечернего Бишкека», должны нести уголовную ответственность. Такое мнение сегодня, 20 мая, выразил директор Института конституционной политики Нурлан Садыков на общественных слушаниях по ситуации вокруг медиа-холдинга.
По его словам, этот прецедент может вылиться в дальнейшие меры не только по конкретному случаю, но и по судьям, которые принимали решения в эти годы.
«Судьи грубым образом нарушили сроки исковой давности. На каком основании через 15 лет восстанавливаются сроки исковой давности, когда по гражданским делам они могут длится лишь до трех лет? С уверенностью могу сказать, что это неправосудное решение, и судьи должны нести уголовную ответственность», — подчеркнул Садыков.
В свою очередь депутат от фракции «Ата-Журт» Курманбек Осмонов добавил, что никогда не был сторонником субъективных нападок на судей, но сейчас видит, как они дублируют поведение коллег во времена правления страной Курманбеком Бакиевым. «Судья Первомайского суда Эмиль Аксамаев — это сын бывшего председателя Верховного суда Жаныл Алиевой. Она, будучи в составе Совета по делам правосудия, протащила его в суды. Это ненормально», — заключил он.
Отметим, сегодня, 20 мая, в 10.30 при сдаче жалоб и заявлений в канцелярию Первомайского районного суда стало известно, что в 9.00 судья Алмаз Калыбаеввынес заранее неправосудное решение без участия ответчиков по делу — Александра Кима, Анны Власенко и представителя ОсОО «Рекламная фирма «Рубикон», взыскав 194 229 823 сома в пользу Александра Рябушкина и столько же в пользу его жены Галины Рябушкиной. То есть почти 400 млн сомов. Также взыскал с Кима и Власенко в доход государства госпошлину в размере 38 млн 845 тыс. 965 сомов. Исковую сумму ответчики узнали только сегодня, получив в канцелярии решение суда.
История вопроса
Месяц назад редакция «Вечернего Бишкека» обратилась к президенту Алмазбеку Атамбаеву с просьбой обратить внимание на его ближайшее окружение, которое давит на суды и вынуждает принимать неправомочные решения. В частности, речь идет о рейдерстве крупнейшего медиахолдинга страны, который стал жертвой государственной машины. Стоит за этим, по информации редакции, небольшая группа лиц — советник президента Фарид Ниязов, заместитель руководителя аппарата президента Икрамжан Илмиянов и бывший телохранитель Эркин Мамбеталиев. Официальной фигурой выступает истец — Александр Рябушкин, который почти 15 лет назад продал свою долю в холдинге третьему лицу, однако теперь заявил, что не получил за это денег и потребовал их с владельца «Вечерки».
В тот же день Атамбаев поручил Генпрокуратуре и ГКНБ разобраться с озвученными фактами. Однако сразу же принявшиеся за опрос сотрудников «Вечернего Бишкека» чекисты попытались сместить акценты: опросив примерно 20 человек из 250, сотрудники ГКНБ сделали официально распространенный в пресс-релизе вывод, что трудовой коллектив якобы не знал об обращении к президенту. При этом сотрудники спецслужб не задавали вопросы по сути письма — к примеру, поддерживает ли коллектив обращение к президенту, где говорится о судебном беспределе, который учинило окружение главы страны.
Чуть позже власть задействовала весь свой информационный ресурс, пытаясь не только увести суть конфликта в сторону, но и любыми подручными средствами опорочить редакцию.