О том, что деятельность обслуги Жогорку Кенеша нуждается в существенном изменении, не писал только ленивый. Чего стоит только блестяще проведенная спецоперация управления делами ЖК по закупке «жизненно важного» для полноценной работы народных избранников оборудования.
Напомним, управление делами парламента КР объявило конкурс на закупку 120 кресел для депутатов нового созыва, и на это планировалось потратить до 2,6 миллиона сомов. Как только на сайте госзакупок объявили тендер, общественность отреагировала молниеносно. Кыргызстанцы принялись бурно обсуждать неслыханную по своей наглости новость и задались вполне резонным вопросом: зачем тратить столь значительные средства на новые кресла, если можно прекрасно эксплуатировать старые? По словам же сотрудников управделами, за пять лет у кресел поизносились подлокотники, обшивка, поистерлись ролики, и поэтому депутатская обслуга выбрала для покупки «средненькие» кресла по цене — всего ничего — около $310. Правда, после поднятого в СМИ по этому поводу шума от покупки кресел пришлось отказаться…
Но не от ковровых дорожек…
…которые дельцам из управделами ЖК все же удалось закупить в обитель законотворчества аж на 3 миллиона сомов. Компания 22-летнего Бекжана Нукеш уулу — отпрыска замдиректора Центрального казначейства при Минфине — выиграла тендер на поставку того, без чего парламент был бы просто недееспособным.
Но, как выяснилось, полноценной работе нынешнего парламента могут помешать не только отсутствие удобств во время мозговых усилий. Оказывается, негативно повлиять на государственную мысль может и отсутствие дресс-кода у журналистов.
…и старых привычек
Вчера в здание парламента журналистов не пускали именно по этой причине. По словам представителей СМИ, в пресс-службе ЖК пояснили, что указание касается не только работников пера, но и всего парламента. Мол, распоряжение спустили сверху — дескать, новый состав, новые помощники, секретари…
Помнится, попытки загнать журналистов в одежды, радующие депутатский глаз, уже предпринимались. В 2012 году пресс-служба ЖК разослала руководителям СМИ и корреспондентам текст «убедительной просьбы», где говорилось, что аккредитованным в парламенте журналистам запрещено переступать его порог «в футболках, джинсах, шортах, спортивных костюмах и тому подобном…»
А несколькими днями ранее и в Доме правительства появилась «Памятка для посетителей», в которой говорилось, что не рекомендуется одежда «с элементами, открывающими область декольте, спину, плечи, живот, выполненная из прозрачных материалов, а равно из прозрачных материалов в области декольте»… Кроме этого, женщинам не рекомендовано появляться в «Белом доме» в пляжной одежде и колготках «вызывающих цветов».
А давайте-ка разбираться…
Безусловно, логика есть: парламент и правительство – это государственные структуры, и выглядеть здесь нужно соответствующе. Однако хочется напомнить, что работа журналиста заключается не только в освещении деятельности наших любимых чиновников, которые работают в указанных зданиях. Сотрудники СМИ также постоянно освещают митинги, разного рода акции, в поте лица они носятся по всему городу и пригородам в поисках информации, добывая ее и на полях, и в жилмассивах, где не проложены дорожки для высоких каблучков. Им необходима удобная, комфортная одежда. Просто диву даюсь, как же легко рассуждать и писать разного рода памятки клеркам, которые носа не высовывают из своих уютных кабинетов и передвигаются исключительно на служебном транспорте. Как давиться в переполненном микроавтобусе, оберегая фотоаппарат, им и в голову не придет. Однако приходит удивительная по глубине мысль запретить журналистам приходить в госучреждение «в пляжном». Ну что за светлые головы офисного планктона!
На принципах демократии…
Вчера в СМИ появилась информация о том, что западным журналистам, аккредитованным для освещения визита госсекретаря США Джона Керри в Самарканд, не позволили задать свои вопросы высокопоставленным лицам. Как только один из американских корреспондентов открыл рот, узбекские силы безопасности выпроводили его вместе с остальной пишущей братией из зала заседаний. Тогда, собственно, и состоялись переговоры.
По сообщениям СМИ, Госдепартамент США в тот же день отреагировал на инцидент. «Мы воспринимаем эту ситуацию серьезно», – передают они слова представителя Госдепартамента Элизабет Трюдо. При этом, как отметил исполнительный директор Комитета защиты журналистов Джоэл Саймон, госсекретарь Керри «даже не возразил» на удаление журналиста из зала.
Ничего не сделал, только вошел…
Если зарубежный журналист хоть что-то успел выкрикнуть, то нашим вообще ничего не позволили. Остается лишь процитировать товарища Саахова из знаменитой комедии Леонида Гайдая: «Обидно, клянусь! Обидно, ну… Ничего не сделал, да… Только вошел».
Вчера редакции стало известно, что корреспонденту ИА «24.kg» Дарье Подольской отказано в парламентской аккредитации. Второй день СМИ не может получить от пресс-службы ЖК внятного ответа о причине этого. Можно предположить, что все дело в традиции: решение о лишении журналиста аккредитации новому парламенту досталось от прошлого депутатского созыва по наследству. Но в каких кодексах это прописано?
Напомним, в 2014 году за критику работы ЖК (в частности, членов фракции «Ар-Намыс», а именно игр, устроенных вокруг избрания руководства ГРС) парламентских корреспондентов Юлию Костенко и Дарью Подольскую лишили аккредитации по заявлению законотворца прошлого созыва Игоря Гусарова.
Депутата «Достоинства» неоднократно уличали в неуплате налогов в крупных размерах и нежелании платить за свет и тепло, о чем подробно писалось на сайте агентства. Странно, конечно, но воевать стали с журналистами, а не с теми, кто одной рукой эти законы пишет, а другой нарушает.
Что имеем?
Ковровые дорожки? Новые! Созыв? Новый! И да, кресла все-таки тоже будут новыми. На момент выхода материала стало известно, что парламент КР все-таки закупит новые кресла для депутатов, но «попроще, долговечнее, чтобы депутаты не лежали на них, а сидели и работали». Такое заявление сделал сегодня на сессии торага ЖК Асылбек Жээнбеков. Он выразил согласие с депутатом от фракции «Бир Бол» Чолпон Джакуповой, заявившей, что депутаты VI созыва, еще не начав работать, понесли «репутационные потери».
Кстати, а где сейчас обиженный на журналистскую братию Игорь Гусаров, поспособствовавший лишению аккредитации журналистов агентства? Где вообще партия «Ар-Намыс»? И что происходит в умах сотрудников аппарата ЖК, вздумавших лишить аккредитации журналиста накануне Дня информации и печати — профессионального праздника СМИ? Внимательно изучив на официальном сайте парламента правила аккредитации, мы не находим пункта, нарушенного Дарьей Подольской.
Интересно, когда же корреспондент ИА «24.kg» умудрилась распространить не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство ЖК, коалиции большинства, фракций, комитетов и депутатов нового созыва? Когда она, черт подери, успела нарушить общественный порядок и нормы поведения и не соблюла дресс-код?
На сегодняшнем заседании Асылбек Жээнбеков прокомментировал вопрос депутата фракции «Бир Бол» Чолпон Джакуповой о том, что некоторым корреспондентам — в частности, представителям ИА «24.kg» и газеты «Республика» — отказали в парламентской аккредитации. Он клятвенно заверил коллег: «У нас нет любимых или нелюбимых журналистов. Есть комиссия по аккредитации. Мы изберем комитет, и тогда проведем аккредитацию журналистов, а деления на любимых и нелюбимых у нас нет».
Ну что ж, подождем. А заодно проверим, насколько новоизбранные депутаты, клявшиеся работать на совесть, к совести этой прислушаются. Подождем…