27 января 2025 года были подписаны поправки в Кодекс о правонарушениях, которыми введена новая статья 107-1 “Клевета и оскорбление, содержащиеся в средствах массовой информации, на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет”. Указанная статья предусматривает штрафы для физических лиц — 20 000 сомов, для юридических лиц- 65 000 сомов в размере.
На стадии рассмотрения законопроекта в парламенте ОФ “Институт Медиа Полиси” обратил внимание на необходимость включения в законопроект положений о заявительном характере производства по делам о клевете и оскорблении, а также возможности прекращения производства по делу за примирением сторон. В связи с чем была подготовлена краткая аналитическая записка, которая была направлена отдельным депутатам. Ниже текст подготовленного документа.
27 января 2025 года были подписаны поправки в Кодекс о правонарушениях, которыми введена новая статья 107-1 “Клевета и оскорбление, содержащиеся в средствах массовой информации, на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет”. Указанная статья предусматривает штрафы для физических лиц — 20 000 сомов, для юридических лиц- 65 000 сомов в размере.
На стадии рассмотрения законопроекта в парламенте ОФ “Институт Медиа Полиси” обратил внимание на необходимость включения в законопроект положений о заявительном характере производства по делам о клевете и оскорблении, а также возможности прекращения производства по делу за примирением сторон. В связи с чем была подготовлена краткая аналитическая записка, которая была направлена отдельным депутатам. Ниже текст подготовленного документа.
23 октября 2024 года на заседании Жогорку Кенеша КР во время обсуждения в первом чтении законопроекта КР «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях», которым вводится статья «Клевета и оскорбление, содержащиеся в средствах массовой информации, на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет» в Кодекс КР о правонарушениях, замминистра юстиции Орозбек Сыдыков заявил, что дела о клевете и оскорблении будут рассматриваться правоохранительными органами по заявлению потерпевшего лица, а затем передаваться в суд. «Но в заключении комитета по правопорядку прописали, чтобы заявления и такие факты рассматривали правоохранительные органы, затем дела передавались в суд. Такое предложение было. Возможно, эта норма во втором чтении получит поддержку», — сказал Орозбек Сыдыков.
В этой связи обращаем внимание на следующее:
Пункт 3 статьи 506 «Начало производства по делу о правонарушении» части 1 «Поводами к началу производства по делу о правонарушении являются:» о «сообщения[х] и заявления[х] физических и юридических лиц, а также сообщения[х] в иных источниках информации (в том числе в средствах массовой информации и Интернете), в том числе видео- или фотоматериалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения;» не носит заявительного характера, поскольку инициатива по началу производства может исходить не только от заинтересованных лиц (от потерпевшего), но и от третьих сторон, включая правоохранительные органы. Это подразумевает более широкий, чем в случае заявительного характера, спектр причин для начала производства по делу о правонарушении, что делает этот процесс менее зависимым от желания или воли конкретного пострадавшего лица.
Кроме того, статья 510 «Обстоятельства, исключающие производство по делу о правонарушении», в которой перечислены условия для прекращения начатого дела, не предусматривает такого обстоятельства как «примирение сторон». Вместе с тем, оскорбление и клевета — это правонарушения, которые затрагивают личные интересы потерпевшего, касаясь чести, достоинства, репутации отдельных лиц и, следовательно, в таких делах примирение является важным инструментом, который позволяет сторонам урегулировать вопрос без привлечения судебных органов, минимизировать нагрузку на правовую систему и соблюсти принцип пропорциональности наказания. В то время как денежные штрафы, направляемые в государственный бюджет, будут восприниматься как чрезмерная непропорциональная мера, которая не способствуют восстановлению справедливости, и не ставит в приоритет примирение и восстановление отношений между сторонами.
В этой связи предлагаем следующие изменения и дополнения в Кодекс о правонарушениях:
Изменение и дополнение | Обоснование | |
1. | Статья 506. Начало производства по делу о правонарушении
Часть 3. По делам о правонарушениях, предусмотренных статьей 107-1 настоящего Кодекса, производство по делу может быть инициировано только по заявлению потерпевшего и дела по данной статье прекращаются на любой стадии разбирательства в случае примирения сторон. В этих случаях заявление является обязательным условием для начала производства. |
Часть 3 статьи 506 вводит обязательность подачи заявления для начала производства по делам, связанным с определенными правонарушениями, где важно участие потерпевшего или другого заинтересованного лица (например, в частных делах, таких как оскорбление или клевета). Это помогает подчеркнуть принцип заявительного характера, который применяется в делах частного характера, и исключает возможность начала производства по таким правонарушениям без желания потерпевшего. |
Изменение и дополнение | Обоснование | |
2. | Статья 510. Обстоятельства, исключающие производство по делу о правонарушении
13) примирение сторон, если совершенное правонарушение нарушает права и законные интересы только потерпевшего и если такое применение не противоречит общественным интересам и принципам справедливости, предусмотренным настоящим Кодексом. |
Добавление пункта 13 в статью 510 предусматривает возможность прекращения производства по делу о правонарушении, если стороны пришли к примирению до начала судебного разбирательства, при условии, что это примирение не нарушает общественные интересы и принципы справедливости. Это дополнение вводит важный механизм мирного разрешения конфликта без судебного вмешательства, способствующий гуманизации правоприменительной практики. |