В Кыргызстане эксперты давно высказывают тревогу по поводу низкого качества кыргызскоязычной прессы.
Низкий уровень подготовки журналистов, идейная и языковая анархия, а также сильная зависимость от владельцев способствовали тому, что c каждым днем кыргызскоязычные газеты и журналы превращаются в разносчиков слухов и сплетен, непроверенной информации и откровенной «заказухи».
Своим видением проблем кыргызскоязычных печатных СМИ с нами поделился Алибек Мукамбаев – политолог, занимающийся вопросами информационной безопасности страны.
За годы независимости в кыргызскоязычных печатных СМИ сложилось несколько проблем:
во-первых, они не отражают мнение и настроение общества. Это возникает из-за того, что журналисты не проверяют достоверность информации. Считают, что она уже проверена, если она есть как таковая.
Во-вторых, непрофессионализм. Это происходит по причине того, что работе в офисах и редакциях не организована. Нет единых стандартов.
В-третьих, проблема использования имеющимися кадрами новых технологий, потенциала новых медиа. Зачастую в кыргызскоязычные печатные СМИ приходят журналисты, даже молодые, которые обучены по старинке, и они делают все, как и раньше: берут блокнот, едут за информацией – это слишком долго.
А потребители информации хотят получить контент как можно быстрее, и, так как уже есть конкуренция в интернете, – новостной контент как таковой они уже не могут продавать. Они продают старые новости.
И самая главная проблема печатных кыргызскоязычных СМИ – это стоимость, поскольку люди не готовы платить деньги за то качества продукта, за ту информацию, которая содержится в кыргызскоязычных газетах.
В городе и в тех слоях общества, где деньги есть – там люди получают информацию на кыргызском или русском языке из интернета. А очень многие кыргызскоязычные газеты часто просто перепечатывают (или переводят) информацию из сети. Поэтому в газетах нет материалов, цепляющих людей, нет качественных, адекватных статей по текущей общественно-политической ситуации. Люди не хотят потреблять слухи, устаревшую информацию и платить за это еще деньги.
Касательно сельской местности: там эта проблема усугубляется еще больше, так как у людей меньше денег, они не хотят покупать слухи за деньги.
Наиболее финансово успешный проект среди кыргызскоязычных печатных СМИ – это газета “Супер-Инфо “. Проект стал финансово успешным в силу ряда причин: низкая стоимость (по причине большого тиража), информация направлена на молодежь, много попсы плюс слухи. В итоге – финансово выгодная попсовавая газета. И это нормально.
Но когда газеты, претендующие на серьезность, начинают использовать слухи и перепечатывать с интернета новости, и когда человек, купив газету, обнаруживает, что в ней нет ничего нового – просто сваленные в кучу новости и никакой редакторской или журналистской работы, то второй раз эту газету он просто не будет покупать. Получается замкнутый круг.
http://newreporter.org/2011/11/03/alibek-mukambaev-problemy-kyrgyzskoyazychnyx-smi/