Аламединский районный суд сегодня, 24 мая 2021 года, удовлетворил жалобу журналиста Каната Каниметова на действия дознавателя ОВД, который взял подписку о неразглашении после проведения допроса.
Напомним, досудебное производство в отношении Каната Каниметова было начато по статье 119 Кодекса КР «О проступках» (мелкое хулиганство), в качестве основания для регистрации в Журнале учета информации указывается, что пост Каниметова от 3 февраля 2021 года, в котором он критикует власть в связи с проведенными обысками в доме у блогера Ю.Барабиной, может привести «к ухудшению общественно-политической ситуации в стране».
12 мая 2021 года Каниметов был приглашен на допрос в рамках досудебного производства, по окончании которого дознаватель потребовал от журналиста подписания подписки о неразглашении данных досудебного производства. Защита Каниметова обжаловала данные действия дознавателя в виду нарушения прав, установленных Уголовно-процессуальным законодательством. Сегодня райсуд удовлетворил жалобу защиты журналиста Каниметова.
Председательствующий Чоткараев Т.У. после оглашения постановления, пояснил, что согласно Конституции КР, а также принятым нормам международного права наивысшими ценностями признаны права и свободы как человека, так и гражданина и толкование органа дознания статьи 191 части 13 УПК КР является неверным. Судья отметил о недопустимости злоупотребления этим правом со стороны дознавателя и применении этой нормы ко всем лицам.
«Согласно части первой статьи 23 Конституции КР от 11 апреля 2021 года «права и свободы человека и неотчуждаемы от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. Права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Вместе с тем согласно части 2 указанной статьи «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Такие ограничения могут быть введены также с учетом особенностей военной или иной государственной службы. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям».
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, оснований для каких-либо для ограничения прав и свобод человека и гражданина по досудебному производству не имеется. И соответственно применение части 13 статьи 191 УПК КР является органом дознания неверным. В соответствии со статьей 6 Конституции КР, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. Конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции. При таких обстоятельствах суд соглашается с авторами жалобы, поскольку со стороны уполномоченного должностного лица органа дознания были нарушены требования статьи 23 Конституции КР», — указано в постановлении суда.