Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Посол США в Кыргызстане Лесли Вигери ответил на вопросы относительно саммита президентов США и стран Центральной Азии, санкций в отношении России и законопроекте об иностранных агентах.

— Как вы оцениваете результаты саммита президентов C5+1?

— Эта встреча имела большое значение. Это была первая встреча президента США со всеми пятью лидерами Центральной Азии. Это знаменует собой новую главу в отношениях США со странами Центральной Азии. Первый в истории саммит лидеров C5+1 не возник на пустом месте. Он основан на многолетнем тесном сотрудничестве между Центральной Азией и Соединенными Штатами. Как сказал президент Байден, это был исторический момент. Мы надеемся использовать импульс, полученный в результате встречи, для продвижения нашего сотрудничества в конкретных областях.

— Какие конкретные результаты вы можете перечислить?

— Позвольте мне отметить некоторые обязательства, принятые на Саммите, связанные с экономикой, энергетикой и изменением климата. Заинтересованные читатели могут ознакомиться с Совместным заявлением C5+1, его можно найти на веб-сайте посольства США в Бишкеке на английском, кыргызском и русском языках.

Лидеры C5+1 подчеркнули свою общую решимость добиваться регионального и инклюзивного экономического роста. Они определили возможности для долгосрочных экономических реформ, которые создадут более благоприятную деловую среду для инвестиций частного сектора США в Центральную Азию. Это направлено на расширение альтернативных торговых путей, содействие новым связям между предприятиями США и Центральной Азии, а также на создание региональной сети молодых специалистов, проходящих обучение английскому языку и повышение квалификации.

Кстати, развитие этой сети обучения английскому языку основано на инициативе, которую посольство США запустило здесь, в Кыргызской Республике, в 2018 году – программе «Английский язык для молодых специалистов». На сегодняшний день в программе приняло участие около 5000 государственных чиновников Кыргызстана, журналистов и представителей гражданского общества. Мы стремимся повысить уровень владения английским языком, чтобы помочь Кыргызской Республике развивать связи с миром.

Что касается энергетики и изменения климата, на Саммите C5+1 лидеры обсудили пути сотрудничества в целях достижения энергетически безопасного будущего Центральной Азии. Это включает в себя интеграцию региональных энергетических систем и диверсификацию маршрутов экспорта энергии для надежного снабжения новых мировых рынков. В частности, лидеры подчеркнули важность использования возможностей для увеличения производства экологически чистой энергии и действий по обеспечению устойчивости климата, которые представляют собой сбалансированный подход к смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.

Как и Кыргызская Республика, Соединенные Штаты признают, что изменение климата является приоритетным вопросом, над которым мы должны работать вместе. Как сказал президент Жапаров во время своего выступления на Генеральной Ассамблее ООН в этом году, для решения этой глобальной проблемы необходимы «коллективные меры» мирового сообщества. Соединенные Штаты поддерживают усилия Кыргызской Республики по привлечению внимания международного сообщества к конкретной угрозе, которую изменение климата представляет для горных стран, и мы видим возможности для продолжения партнерства в этой области.

— Означает ли этот саммит, что США стали больше придавать значение Центральной Азии?

— Хочу подчеркнуть: Центральная Азия всегда была важна для Соединенных Штатов. Соединенные Штаты были одной из первых стран, признавших независимость Кыргызской Республики, и мы продолжаем работать вместе над дальнейшим укреплением суверенитета, устойчивости и процветания каждой из стран Центральной Азии. Наша приверженность региону подтверждается созданием формата C5+1 в 2015 году, многочисленными расширенными диалогами стратегического партнерства, рабочими группами и ежегодными двусторонними консультациями, которые мы проводим, а также визитами правительства США на высоком уровне в регион. Как заявил старший директор Совета национальной безопасности Николас Берлинер, если есть какие-либо сомнения относительно уровня интереса со стороны США к Центральной Азии, президентский саммит C5+1 призван развеять их.

— Связана ли встреча C5+1 с санкциями в отношении России и возможным будущим противостоянием США с Китаем?

— Соединенные Штаты внимательно следят за соблюдением санкций по всему миру, в том числе в Центральной Азии, чтобы не допустить продолжения Российской Федерацией неоправданной войны против Украины. Мы работаем с правительством Кыргызской Республики, заблаговременно делясь информацией о попытках обойти санкции в девяти узко очерченных технологических областях. Эти товары завозятся в Кыргызскую Республику, а затем реэкспортируются в Россию для использования в конфликте. Соединенные Штаты привержены дальнейшим обсуждениям и обмену информацией с нашими кыргызскими партнерами по этому вопросу.

Тем не менее, президентский саммит C5+1 не был сосредоточен на каком-то одном вопросе или какой-то одной стране. У Саммита была позитивная, дальновидная повестка, основанная на нашем общем уважении к независимости, суверенитету и территориальной целостности всех стран.

— Озабочены ли США правами человека и свободой слова в Кыргызской Республике? Какую угрозу, по вашему мнению, несет законопроект об иностранных агентах?

— Активное гражданское общество и средства массовой информации Кыргызстана являются не только частью достойного наследия Кыргызской Республики, но и необходимым компонентом ее процветания в будущем. Однако в настоящее время на рассмотрении парламента находится законопроект, текст которого был во многом скопирован из российского законодательства, который, как нам кажется, угрожает самим демократическим институтам, которые обеспечили больше свободы и прав человека в Кыргызской Республике.

На моих встречах с представителями правительства Кыргызстана я подчеркивал обеспокоенность, выраженную многими кыргызстанцами о том, как эти законы могут сократить их свободы и ограничить их доступ к жизненно важной информации и услугам, а также ограничить возможность Соединенных Штатов поддерживать некоммерческие организации, НПО и даже местные органы власти, которые ежедневно предоставляют жизненно важные услуги гражданам Кыргызстана. Наши возможности осуществлять программы помощи другим странам – такие как укрепление здравоохранения, предоставление здорового школьного питания и развитие образования в начальных школах – реализуются через НПО и организации гражданского общества.

Кыргызскому народу нужны законы, которые разрабатываются прозрачно и открыто и соответствуют ценностям и истории страны, а также международному праву, включая уважение прав человека и основных свобод. Копирование законов, навязанных из-за границы, не решают проблем, с которыми сталкиваются многие граждане Кыргызстана. Конечно, правительство будет поступать так, как оно считает нужным, но я бы призвал лиц, принимающих решения в правительстве Кыргызстана, внимательно рассмотреть это законодательство, прислушаться к озабоченностям своих граждан и защитить с трудом заработанные демократические завоевания страны.

— Начальник Управления правового обеспечения Администрации президента КР Мурат Укушов в своей статье написал, что аналогичный закон FARA имеется в США, и КР тут ничего нового не придумывает. Ваши комментарии?

— Да, это широко распространенное недопонимание. Я видел, что в некоторых статьях или отдельными лицами проводятся ложные параллели между некоторыми законопроектами, рассматриваемыми парламентом Кыргызстана, и законом США о регистрации иностранных агентов, обычно называемым FARA. На мой взгляд, эти сравнения не представляют никакой ценности, поскольку основаны на неточной или неполной информации о практике применения этого закона. И это нормально – я не ожидаю, что все будут экспертами в области законодательства США. Но я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы предоставить точную информацию и развеять некоторые заблуждения.

Во-первых, на практике FARA действует как механизм раскрытия информации или уведомления, а не как процедура «предварительного одобрения». Другими словами, любая организация, зарегистрированная в соответствии с FARA, может вести свою работу без постороннего вмешательства, ей просто нужно уведомить правительство США. Закон FARA не позволяет правительству США регулировать деятельность организации, участвовать в ее собраниях или судить о том, действует ли организация в соответствии со своим уставом. Правительство США не может в одностороннем порядке включить юридическое лицо в реестр FARA, юридическое лицо можно обязать зарегистрироваться только по постановлению суда после прохождения надлежащей судебной процедуры в соответствии с четко определенными юридическими нормами.

Во-вторых, важно подчеркнуть, что регистрация по процедуре FARA требуется только при определенных обстоятельствах. Если организация занимается узким набором видов деятельности по приказу, запросу, указанию или под контролем иностранной организации, то она должна пройти регистрацию. Получение финансирования из иностранного источника – например, в виде гранта – не делает организацию автоматически «иностранным агентом» в соответствии с FARA. На деле, FARA делает особые исключения для видов активности, направленных на «содействие добросовестной религиозной, учебной, академической или научной деятельности или изящным искусствам», а также для других видов деятельности НПО.

В-третьих, и, что наиболее важно, говоря о том, как он отличается от законопроекта в парламенте Кыргызстана, FARA не дает разрешения правительству США регулировать внутреннюю деятельность НПО, а также не ограничивается только и не направлено конкретно против НПО. Фактически, НПО и средства массовой информации редко подпадают под определение «иностранного агента», приведенное в FARA. По состоянию на сентябрь 2023 года только три из более чем 500 организаций, зарегистрированных в соответствии с FARA, являются организациями гражданского общества, и это при наличии более чем 1,5 миллиона НПО, действующих в США, многие из которых получают иностранное финансирование или имеют иностранные связи.

— Некоторые чиновники в Кыргызстане заявляют, что финансируемые Западом и США СМИ работают в их интересах, раскачивают политическую ситуацию в КР. Ваши комментарии?

— Я хочу немного уменьшить масштаб и поговорить о поддержке со стороны США гражданского общества, важной частью которого являются НПО, некоммерческие организации и независимые средства массовой информации.

Соединенные Штаты Америки твердо верят, что для процветания демократии необходимо сильное гражданское общество, независимое от государственного контроля или участия правительства. Как я упоминал ранее, в Соединенных Штатах действуют около 1,5 миллиона НПО, а также десятки тысяч источников новостей, включая радиостанции, веб-сайты, газеты и журналы.

Поддержка гражданского общества за рубежом является важной частью поддержки США демократических стран. Сильное гражданское общество укрепляет демократическую практику на благо граждан. Например, мы знаем, что гражданское общество, часто в партнерстве с государственными и местными органами власти Кыргызстана, предоставляет важные услуги, такие как питание, приют, образование, здравоохранение и юридические консультации. Оно тесно сотрудничает с местными органами власти, чтобы каждый день предоставлять или улучшать качество услуг. Как я упоминал об этом ранее – большинство программ помощи США в Кыргызской Республике реализуются через НПО и некоммерческие организации.

Возьмем, к примеру, программу Министерства сельского хозяйства США «Продовольствие для образование», реализуемую международной некоммерческой организацией, которая обеспечивает кыргызских детей ежедневным горячим и питательным питанием в начальных школах по всей стране. Я видел примеры того, как возможность пообедать или перекусить позволяла школьникам сосредоточиться на своей учебе. Или поддержка Агентством США по международному развитию женщин в Таласе, пострадавших от домашнего насилия – преступления, которое разрушает семьи и сообщества. Эта важная работа осуществляется через сеть кризисных центров в Кыргызстане, которая оказывает психологическую поддержку жертвам и обучает их навыкам бизнес-предпринимательства, чтобы они могли получать собственный доход.

Независимые средства массовой информации и организации гражданского общества информируют граждан, чтобы они могли обеспечивать подотчетность своего правительства и гарантировать, что оно служит нуждам людей. Независимые средства массовой информации Кыргызской Республики создают репортажи, отмеченные международными наградами, и играют роль в борьбе с коррупцией посредством журналистских расследований. Поддержка США независимым медиа организациям в Кыргызской Республике направлена на наращивание потенциала профессиональной журналистики, это означает поддержание объективных журналистских стандартов, противодействие дезинформации и воспитание следующего поколения журналистов и информированных граждан. Независимые средства массовой информации также рассказывают миру о Кыргызской Республике. Два популярных сериала, «Акыркы Сабак» и «Агай», были созданы при поддержке правительства США.

Говоря кратко, гражданское общество является средством достижения общественного блага. Это необходимо для построения сильной и процветающей демократии. И Соединенные Штаты привержены оказанию поддержки процветающей, независимой и безопасной Кыргызской Республики.

Подробнее: kg.akipress.org/news:1997249/?f=cp