К президенту Кыргызстана Садыру Жапарову обратились активисты в связи с проектом Конституционного закона «Об акыйкатчы (омбудсмене) КР», который Жогорку Кенеш принял 25 июня 2025 года в третьем чтении.
Законопроект предусматривает ликвидацию Национального центра по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (НЦПП).
Активисты считают, что законопроект затрагивает не столько судьбу этого института, сколько судьбы тысяч людей, находящихся в местах несвободы. Он имеет критическое значение в том, как государство будет слышать голос тех, чьи страдания и призывы о помощи часто остаются только за закрытыми дверями государственных учреждений.
В обращении указывается, что за 12 лет деятельности Национальный центр по предупреждению пыток провел более 12 000 визитов в места лишения свободы, большая часть которых — внезапные. Центром было задокументировано свыше 1 700 случаев пыток и жестокого обращения, подготовлено более 700 рекомендаций, из которых около 60% были исполнены государственными органами. Благодаря настойчивой и системной работе центра в десятках учреждений были достигнуты кардинальные улучшения.
Обратившиеся напоминают, что за годы действия Наццентра тюремное население в стране сократилось с 18 000 до 6 200 человек, число женщин в местах лишения свободы снизилось с 800 до 200. Были закрыты четыре колонии-поселения с наиболее тяжелыми условиями содержания; в трех оставшихся началась модернизация. Построены новые учреждения: СИЗО в Джалал-Абаде и колония-поселение в Базар-Коргоне. В колонии в селе Беловодском завершен капитальный ремонт и условия содержания приведены к стандартам, исключающим жестокое и унижающее достоинство обращение. Детская колония готовится к закрытию, и дети будут переведены в условия, соответствующие международным стандартам.
Трудно переоценить усилия НЦПП в консолидации работы Генеральной прокуратуры, Государственной регистрационной службы КР и Центрального административного суда при Министерстве юстиции КР, Министерства труда, социальной защиты и миграции, Министерства здравоохранения и других государственных органов для проверки фактов получения лицами, содержащимися в следственных изоляторах, исправительно-воспитательных колониях всех закрытых учреждений, социальных выплат, пособий, пенсий, а также льгот, предусмотренных программой государственных гарантий, и инициации первичной регистрации, приема документов (паспортов, свидетельств о рождении, пособий по инвалидности и возрасту, пенсий) на осужденных, что отражено в годовых отчетах за 2020-2022 годы.
Благодаря усилиям центра улучшен доступ к медицинской помощи за счет ресурсов гражданского здравоохранения, в рамках реформ тюремного здравоохранения построена новая больница в системе ГСИН, расширена возможность получения медицинской помощи внутри пенитенциарной системы гражданскими врачами. Кроме того, НЦПП внедрил на практике международные стандарты медицинского документирования пыток и насилия (на основе принципов Стамбульского протокола). Эти стандарты были утверждены Министерством здравоохранения в 2014-м и кабинетом министров в 2024 году для обязательного применения всеми медслужбами, независимо от их ведомственной принадлежности. Этот подход уже привлекает внимание соседних стран Центральной Азии, которые изучают опыт Кыргызстана как успешную региональную модель.
Все эти результаты — не абстрактные достижения, а конкретные, жизненно важные изменения для людей. Они стали возможны благодаря независимому мандату НЦПП, его системной работе и поддержке государства, последовательно и неустанно демонстрировавшего политическую волю к достижению нулевой терпимости к пыткам. Упразднение НЦПП обнуляет эти усилия, а признанный на международном уровне вклад Кыргызстана в борьбу с жестоким обращением рискует оказаться обесцененным.
В 2024 году, по официальным данным, было зафиксировано 151 обращение по фактам пыток. В 95% этих случаев было отказано в возбуждении уголовных дел. Только два дела дошли до суда. В то же время именно благодаря внезапным и независимым проверкам НЦПП было выявлено более 300 случаев жестокого обращения. Фиксируются смерти в СИЗО, несоответствие медицинских заключений, рост насилия в отношении женщин, детей, уязвимых групп. Все это — убедительные доказательства, что эффективный мониторинг жизненно необходим. И пока такую функцию исполняет только НЦПП.
На поверхности — грубые нарушения процедурных норм при принятии закона. Положение о ликвидации НЦПП было добавлено лишь ко второму чтению законопроекта, без предварительного обсуждения ни на профильных комитетах, ни с гражданским обществом, ни с самим центром. Проект закона не содержит переходных положений, не определена судьба текущих дел, графиков мониторинга и, главное, непонятно, кто и как возьмет на себя обязательства по обеспечению внезапных визитов в течение неопределенного времени, если центр будет закрыт. Все это создает прямой риск грубого системного провала. На практике это приведет к тому, что на месяцы, если не дольше, мониторинг просто остановится. Люди в СИЗО и колониях останутся без посещений. Жалобы — без реакции. Случится правовой и институциональный вакуум в одной из самых чувствительных сфер. Нельзя разрушать действующий механизм без четкого плана перехода.
Вклад Кыргызстана в борьбу с пытками был признан на самом высоком международном уровне. Ликвидация НЦПП обесценит и обнулит многолетние усилия государства. Уважаемый Садыр Нургожоевич, вы, как первое лицо в государстве, единственный человек, который может принять правильное решение сейчас в сложившейся ситуации.
Активисты попросили президента наложить вето на законопроект. Всего документ подписали более 70 человек.
К обращению прилагается краткое сравнение слабых и сильных сторон двух возможных моделей правозащитных государственных институтов, предотвращающих пытки.
Критерий | НЦПП (действующая модель) | «Омбудсмен плюс» (предлагаемая модель) |
---|---|---|
Юридическая независимость | Закреплена в отдельном законе; прямой мандат в рамках ФПКПП | Подчиненность парламенту (Жогорку Кенешу); риск политического влияния |
Функциональная независимость | Отдельная структура с собственным штатом и управлением | Мандат встраивается в более широкий орган с другими задачами и приоритетами |
Фокус и специализация | Узкоспециализирован на предотвращении пыток и жестокого обращения | Широкий мандат по правам человека; превентивная работа будет лишь одной из функций по остаточному принципу |
Право на внезапные визиты | Закреплено законом и реализуется на практике | В настоящий момент отсутствует; омбудсмен действует преимущественно по жалобам и заходит с предварительным предупреждением о визите |
Эффективность на практике | Проведено >12 000 визитов, задокументировано >1 700 случаев пыток, более 700 рекомендаций | Нет опыта и практики систематического мониторинга закрытых учреждений |
Международное признание | Признан одной из лучших моделей НПМ в регионе (ООН, SPT); рекомендации УПО и CAT поддерживают модель | Закон об омбудсмене не соответствовал Парижским принципам и не соответствует в новой редакции |
Исполнение рекомендаций | ~60% НЦПП исполнены государственными органами, доказанная результативность | Неизвестно, как превентивные рекомендации будут реализовываться в смешанной модели |
Финансирование | Отдельная бюджетная строка, целевое использование | Финансовые гарантии и объем бюджета не прописаны; риск сокращения ресурсов для исполнения мандата в полном объеме |
Статус и защита персонала | Специализированный штат с опытом и защитой от давления в соответствии со статьей в законе (иммунитет от воспрепятствования) | Судьба текущего штата неясна; возможна потеря компетентных специалистов, нет иммунитета |
Прозрачность и подотчетность | Публикации отчетов с участием гражданского общества, работа координационного совета | Неясно, как будет обеспечена прозрачность в новой модели
|