«Руководители министерств и ведомств часто выражают нам благодарность за то, что мы указали на их слабые стороны работы. Они не могут предусмотреть все, поэтому нуждаются в том, чтобы им подсказывали», — отметил сегодня в интервью BPC главный редактор газеты и интернет — издания «Общественный рейтинг» Айбек Чекошев. Он выразил свое мнение о том, как деятельность кыргызстанских он-лайн изданий влияет на формирование общественного мнения
BPC: Как вы оцениваете влияние ваших материалов на формирование общественного мнения?
Айбек Чекошев: Это можно узнать по откликам, которые к нам поступают от политиков и их представителей. После публикации новостей об их деятельности, они звонят со своими пояснениями. Бывает так, что после наших публикаций они предпринимают действия, говорят, что изменили ситуацию, и просят об этом написать. Поэтому мы знаем, что при помощи он-лайн изданий можно повлиять на умонастроение наших властей.
В нашей практике был такой пример, когда мы публиковали материал о том, что наше руководство хочет подписать меморандум о передаче одного из анклавов узбекской стороне. После этого Кыргызстан отказался от подписания данного документа. Все считали, что меморандум ни к чему не обязывает. Но наша редакция дала разъяснение из энциклопедического юридического словаря, что этот документ несет определенные обязательства.
Нужно сказать, что если бы наши материалы не вызывали реакцию со стороны властей, никто бы этим не занимался. Я считаю, что политик, который активно сотрудничает с прессой, имеет больше шансов оставаться во власти. В противном случае, его ждет крах.
BPC: От чего в условиях Кыргызстана зависит степень влияния материалов он-лайн изданий на формирование общественного мнения?
Айбек Чекошев: Главным образом, от самого материала. Если статья открыто освещает деятельность человека, который нарушает закон и не скрывает какую-то информацию от общественности, то она будет влиять на общественное мнение.
Руководители министерств и ведомств часто выражают нам благодарность за то, что мы указали на их слабые стороны работы. Они не могут предусмотреть все, поэтому нуждаются в том, чтобы им подсказывали.
В каждой статье обязательно должны быть указаны все источники и факты. Если все описано достоверно, то читатель может поверить публикации. Но если там есть ошибка, она вызовет критическое отношение к автору статьи. Недавно я видел ошибку в газете, где была неправильно указана фамилия заместителя председателя социального фонда. А ведь после этого может возникнуть мнение, что все материалы издания недостоверны. Я всегда перепроверяю цифры и правописание фамилий.
Также можно предоставить фотографию, подписав ее двумя строками. Этого будет достаточно, чтобы человек понял мысль эксперта. Но нужно отметить, что фотография должна быть интересной. Иногда можно опубликовать изображение и не дать комментария, при этом все равно все будет ясно. Наше издание читают люди с хорошим образованием, они все понимают без слов.
Когда в Кыргызстане возникла проблема с передачей четырех пансионатов Казахстану, мы говорили о том, что наше государство имеет юридические основания не отдавать их. Были приведены международные соглашения по этому поводу. Мне кажется, что передача произошла по политическим мотивам, нежели чем по юридическим. По большому счету, наши материалы ориентированы на дипломатический корпус, чиновников и депутатов, которые принимают подобные решения.
Практически все СМИ, освещающие политику и экономику, являются лоббистами. Иногда и мы печатаем редакционные статьи, где выражаем свое мнение.
В нашем издании есть такая рубрика, где мы предлагаем точки зрения о законопроекте, который еще не принят. Там присутствуют комментарии, как самого автора, так и его открытых противников. Я знаю, что наше издание читают в парламенте, они узнают мнения сторон, а затем принимают решение.
Недавно мы поднимали вопрос о том, что у нас неправильно определен день памяти людей, пострадавших от сталинских репрессий. Парламент позитивно отнесся к нашим публикациям об этом. В результате было признано, что мы последовали за Россией, но у Кыргызстана своя история и свои даты, которые должны быть индивидуальными.
В заключение интервью хочу сказать, что все-таки в большей степени на публикации кыргызстанских он-лайн изданий реагируют парламентарии, которые более независимы, чем государственные чиновники. Чиновники выражают свои мнения только в частных беседах и редко соглашаются выступить на страницах Интернет-изданий. Очень хорошо реагирует оппозиция, они понимают, что народ знает об их деятельности главным образом благодаря СМИ. Для оппонентов власти — это хороший инструмент, чтобы донести свою точку зрения до общества.
Источник: http://www.bpc.kg/news/4755-19-11-08