Адвокаты, представляющие интересы узбекского журналиста Бобомурода Абдуллаева, обратились к генеральному прокурору Откурбеку Джамшитову с жалобой на незаконные действия сотрудников СИЗО ГКНБ.
Напомним, журналиста задержали сотрудники ГКНБ 9 августа. 10 августа Первомайский районный суд вынес постановление, признав задержание законным и обоснованным. В отношении него была применена мера пресечения в виде заключения под стражу сроком до 18:15 8 сентября с содержанием в СИЗО ГКНБ.
«11 августа во второй половине дня адвокат Наталья Котик намеревалась зайти к Абдуллаеву, однако не была допущена со ссылкой на проведение дезинфекции в камерах СИЗО ГКНБ КР. По телефону дежурный (который не представился) сказал, что она может подойти на следующий день в 09:30 и встретиться со своим подзащитным.
Когда на следующий день, 12 августа, в 09:15 адвокат Наталья Котик прибыла в дежурную часть ГКНБ, по внутреннему телефону 2266 и 2260 ей было отказано в допуске к Абдуллаеву. Указали, что именно Абдуллаеву установлен карантин сроком 14 дней и адвокаты к нему не будут допущены. При этом адвокату Наталье Котик сообщили, что Абдуллаев не болен, а доводы адвоката о том, что накануне она на протяжении пяти часов общалась с подзащитным, не были услышаны.
На просьбу адвоката передать документы на подпись Абдуллаеву ответили отказом», — говорится в жалобе.
14 и 17 августа адвокаты Тимур Карабаев и Тимур Султанов также пытались встретиться с Абдуллаевым. Однако их тоже не впустили, ссылаясь, что в отношении Абдуллаева якобы установлен карантин сроком 14 дней.
Тем самым адвокаты более недели не могут встретиться со своим подзащитным.
«Следует отметить, что права и обязанности защитника (адвоката) закреплены в ст. 54 УПК и в ст. 25, 26 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 54 УПК «с момента участия в деле защитник имеет право: иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания наедине без ограничений их количества, продолжительности и в условиях, исключающих возможность прослушивания».
Кроме того, согласно п.п. b п. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства: иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником».
Согласно ч. 1 ст. 19 УПК, «подозреваемый, обвиняемый имеют право на защиту. Суд, прокурор, следователь, орган дознания обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому возможность защищаться установленными настоящим кодексом средствами и способами».
Таким образом, сотрудники СИЗО ГКНБ КР своими действиями, выразившимися в отказе предоставления свидания адвокатам Н. Котик, Т. Карабаеву и Т. Султанову с подзащитным, препятствуют профессиональной деятельности защитника и фактически лишают Б. Абдуллаева права на защиту», — говорится в жалобе.
Адвокаты на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 54 УПК и ст. 25 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», просят генпрокурора провести тщательную проверку по обстоятельствам, изложенным в жалобе, а также внести акт прокурорского реагирования об устранении допущенных нарушений и обязать администрацию СИЗО ГКНБ предоставить адвокатам свидание с подзащитным.