Два адвоката, а также обвиняемые по кемпир-абадскому делу обратились к главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву. Они считают, что на адвокатов и членов их семей оказывают давление.
Они сообщили, что два защитника — Эркин Сааданбеков и Кантемир Турдалиев — были насильно доставлены на судебное слушание сотрудниками ГКНБ. Эту информацию Kaktus.media подтвердил Турдалиев.
По их данным, 14 мая 2024 года адвокат Сааданбеков, несмотря на наличие оформленного листка нетрудоспособности (больничный лист), был насильно доставлен в суд из кабинета врача, где ему оказывали медицинскую помощь.
Они утверждают, что, разыскивая Сааданбекова, сотрудники ГКНБ звонили членам его семьи (супруге и детям), вызвав у них сильное беспокойство и тревогу.
Адвокат Кантемир Турдалиев 21 мая 2024 года был доставлен в суд также из лечебного учреждения, несмотря на высокое артериальное давление и наличие больничного листа.
«Меня забрали прямо из госпиталя, когда я стоял возле процедурного кабинета. Три сотрудника ГКНБ пришли и сказали, что мне надо идти в суд. Но я заранее уведомил о своем больничном. Они не ответили, почему этим занимается ГКНБ, ведь следствие вело ГСУ МВД. Суд должен обеспечить явку обвиняемых, свидетелей, но никак не адвокатов. Я считаю произошедшее правовым беспределом», — заявил Турдалиев.
В своем обращении обвиняемые по кемпир-абадскому делу напоминают, что, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона КР «Об Адвокатуре КР и адвокатской деятельности», независимость и самостоятельность адвоката являются основными принципами адвокатской деятельности. Статья 29 этого же закона в императивной форме устанавливает, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством КР, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается.
«Грубо нарушая данные требования закона, сотрудники Государственного комитета национальной безопасности вмешиваются в адвокатскую деятельность, оказывают прямое давление и открыто угрожают нашим адвокатам. При этом под давлением сотрудников ГКНБ нередко оказываются и члены их семей», — заявили активисты.
Также в обращении к главе ГКНБ они напомнили, что органы нацбезопасности имеют следующие задачи:
- защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности КР;
- организация и осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности;
- предупреждение, выявление и пресечение террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности, организованной преступности и коррупции, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, других преступлений, проведение досудебного производства по которым законодательством КР отнесено к ведению органов национальной безопасности;
- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания;
- охрана государственной границы КР;
- осуществление предусмотренных законодательством КР полномочий в сфере защиты государственных секретов;
- обеспечение госорганов и иных организаций специальной связью в КР.
При этом в части 3 статьи 2 данного закона привлечение органов национальной безопасности для решения задач, не предусмотренных законами Кыргызской Республики, запрещается.
«Ваши сотрудники грубо попирают принцип независимости адвокатской деятельности и злоупотребляют служебным положением, выполняя несвойственные для органов нацбезопасности функции. Пренебрегая своим высоким статусом, они фактически опустились до уровня патрульной службы», — считают обратившиеся.
Обвиняемые по кемпир-абадскому делу просят Камчыбека Ташиева осуществить проверку по изложенным фактам, привлечь виновных к ответственности и принять меры для прекращения их незаконных действий.
Кантемир Турдалиев также добавил, что намерен обратиться к президенту и генеральному прокурору КР с жалобой на действия сотрудников ГКНБ.
*****
В октябре был создан комитет в поддержку Кемпир-Абадского водохранилища. Почти сразу после этого были проведены массовые задержания по делу о подготовке к массовым беспорядкам.
По данному делу проходят:
- Мамбетжунус Абылов — домашний арест.
- Акылбек Айтбаев — домашний арест.
- Айданбек Акматов — в СИЗО.
- Нурлан Асанбеков — домашний арест.
- Бектур Асанов — подписка о невыезде.
- Марат Баязов — в СИЗО.
- Атай Бейшенбек — в СИЗО.
- Азимбек Бекназаров — домашний арест.
- Эрлан Бекчороев — под домашний арестом.
- Айбек Бузурманкулов — в СИЗО.
- Гульнара Джурабаева — домашний арест.
- Кенешбек Дуйшебаев — подписка о невыезде.
- Равшан Жээнбеков — в СИЗО.
- Кубанычбек Кадыров — домашний арест.
- Рита Карасартова — домашний арест.
- Чынгыз Капаров — домашний арест.
- Таалайбек Мадеминов — домашний арест.
- Улукбек Маматаев — домашний арест.
- Темир Махмудов — в СИЗО, задержан 3 февраля.
- Жениш Молдокматов — в СИЗО.
- Орозайым Нарматова — домашний арест.
- Асия Сасыкбаева — домашний арест.
- Клара Сооронкулова — домашний арест.
- Перизат Суранова — домашний арест.
- Али Шабдан — домашний арест, предъявлены дополнительные обвинения.
- Илгиз Шаменов — в СИЗО, предъявлены новые обвинения.
- Талант Эшалиев — с самого начала находится под домашним арестом.