Минюст предлагает законопроект, который не только позволяет без суда закрывать СМИ, но и в случае противоположного решения суда не предусматривает никакого наказания для уполномоченных чиновников. К такому выводу пришел адвокат «ВБ» Сергей Воронцов, комментируя проект поправок в Закон «О СМИ», инициированный на днях Министерством юстиции.
Документ, отметим, вынесен на общественное обсуждение. Помимо прочего, поправки предполагают возможность прекращения деятельности СМИ без решения суда. При этом не обозначены основания, по которым Минкультуры, как уполномоченный орган, имеет право закрыть СМИ. В действующей же редакции закона прекращение деятельности СМИ возможно только по решению суда.
Статья 8. Прекращение деятельности средств массовой информации.
Деятельность СМИ подлежит прекращению по решению учредителя (учредителей), по решению суда, а также по решению уполномоченного госоргана, определяемого правительством.
Деятельность СМИ прекращается в случае, если в отношении его учредителя (учредителей) имеется:
- вступившее в установленном порядке в законную силу решение суда о ликвидации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- вступившее в установленном порядке в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в случае отсутствия наследников;
- свидетельство о смерти гражданина, в случае отсутствия наследников;
- приказ уполномоченного госоргана о регистрации прекращения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством КР.
Если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года, то любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации средства массовой информации.
«Деятельность средств массовой информации подлежит прекращению по решению учредителя (учредителей), по решению суда, а также по решению уполномоченного государственного органа определяемого правительством».
При этом в Министерстве юстиции уверяют, что уполномоченный орган сможет лишить свидетельства СМИ лишь в случае, если есть решение суда «о ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя». А также если вступило в силу судебное постановление о признании гражданина, владеющего СМИ, безвестно отсутствующим или умершим, в случае отсутствия наследников.
Однако, по словам Воронцова, это не отражено в законопроекте. «Если бы они написали, что приказ действует только в этих случаях, можно было бы согласиться с комментариями Минюста. Но этого в проекте нет. То есть достаточно приказа Минкультуры, и, без суда и следствия, без каких-либо оснований можно закрыть любое СМИ», — пояснил он.
Юрист добавил, что по опыту прошлых лет времен правления Аскара Акаева, схема ликвидации СМИ может выглядеть следующим образом: правительство выявляет какие-то сведения, которые якобы не соответствуют им же придуманным правилам. После этого СМИ вынуждают идти на перерегистрацию, которая не удается из-за любых формальных причин. Причиной может быть что угодно, потому что перечень оснований нигде не указан.
Сергей Воронцов также возмутился тем, что в случае, если суд признает приказ правительственного органа незаконным, ни один чиновник не должен нести наказание.
«Я в этих законах нигде не увидел ответственности должностных лиц. Нет ответственности ни Алмамбета Шыкмаматова, ни Министерства культуры, ни других чиновников. Зато есть ответственность всех представителей СМИ. Почему чиновники что хотят, то и творят, а журналисты должны уже постфактум идти и воевать в судах?» — в недоумении подытожил юрист.