Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Администрация президента предложила четвертую версию проекта закона «О СМИ», подготовленную после того, как члены рабочей группы из числа представителей СМИ внесли свои предложения. Но ключевые предложения медиасектора не были учтены – разработчики согласились на малозначительные поправки законопроекта. Данный документ, исходя из логики разработчика, должен быть еще доработан, после чего его вывесят на общественное обсуждение. Разбираемся подробнее:

По информации членов рабочей группы по доработке проекта закона «О СМИ», администрация президента приняла менее важные поправки, но оставила нормы, критически влияющие на ситуацию со свободой слова и существенно влияющие на деятельность независимых медиа. Так, остались следующие положения закона:

  • веб-сайты, независимо от тематики, обяжут регистрироваться в Минюсте в качестве сетевого средства массовой информации;
  • остались требования по списку для регистрации, в том числе указание территории распространения, тематики, периодичность выхода, максимальный объем, источники финансирования;
  • остались причины для отказа в регистрации, в числе которых витиеватое «злоупотребление свободой массовой информации».

Почему власти решили зарегистрировать веб-сайты в Минюсте?

Из представленной ранее концепции неясно, зачем нужно все веб-сайты приравнивать к СМИ, чтобы они несли ответственность наравне с журналистами.

Учитывая, что к определению «средство массовой информации», помимо газет, радио и телевидения, администрация президента относит веб-сайты, то регистрация коснется всех владельцев сайтов.

Также вводится понятие «сетевое средство массовой информации». В предлагаемой редакции закона под сетевым изданием понимается следующее:

сетевое СМИ — электронное издание, подготовленное при помощи специальных технических и программных средств и предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название, текущий номер и обновляемое не реже одного раза в полугодие.

Что предстоит владельцам сайтов представить в Минюст?

В случае принятия законопроекта для получения свидетельства Минюста в заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:

  • сведения о собственнике (учредителе, соучредителях);
  • наименование (название) СМИ;
  • язык (языки) распространения массовой информации;
  • адрес редакции;
  • форма периодического распространения массовой информации;
  • предполагаемая территория распространения продукции;
  • примерная тематика и (или) специализация;
  • предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
  • источники финансирования;
  • сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  • доменное имя WEB-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Администрация президента вновь не объясняет, почему нужен такой пакет документов, но требует его.

Также в статье отмечается, что к пакету документов следует приложить документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении СМИ требований, установленных законом.

Рабочая группа подчеркивает, что требование носит обтекаемый характер, т. к. должен быть указан точный список требований вместо расплывчатой нормы о дополнительных документах, которые соответствуют каким-то законам.

За что владельцам сайтов могут отказать в регистрации?

В формулировке закона об отказе в регистрации издания осталось понятие об отказе в случае «злоупотребления свободой массовой информации». Причем там вновь не дается толкования, что это, каковы критерии злоупотребления.

Минюст ранее отмечал, что формулировку «злоупотребление» нужно раскрыть, так как она может создать правовую неопределенность. И добавил, что Конституцией гарантируется право каждого осуществлять любые действия, кроме запрещенных Конституцией и законами. В целом ведомство предложило пересмотреть всю статью, где злоупотребление свободой слова упоминается. Но в очередной версии законопроекта от администрации президента появилось «злоупотребление свободой массовой информации».

Это желание манипулировать обтекаемой терминологией встречается в законе не единожды. Рабочая группа и Минюст настаивают на исключении данной формулировки на основании Закона КР «О нормативных правовых актах КР». Там указано, что если для применения НПА необходимо внесение изменений и дополнений в другие НПА, к вносимому проекту должны быть приложены проекты НПА с указанными изменениями и дополнениями. В этой связи необходимо к данной статье проекта закона также подготовить проект НПА.

  • 28 сентября администрация президента инициировала создание совершенно нового закона «О СМИ», опубликовав его для общественного обсуждения. Целью законопроекта, по мнению авторов, является адаптация законодательства к современным реалиям.
  • Правовая клиника «Адилет» и ОФ «Институт Медиа Полиси» подготовили подробный анализ законопроекта, отметив, что он серьезно ухудшает ситуацию со свободой слова. Юристы считают, что его целью является ликвидация неугодных для властей сайтов. Журналисты и юристы выяснили, что законопроект практически полностью скопирован с российского закона о СМИ, а в некоторых нормах он даже более репрессивный. Принятие законопроекта может привести к ликвидации многих СМИ, а журналисты не смогут публиковать многие расследования. Под действие законопроекта могут попасть все веб-сайты, а к ответственности можно будет привлечь любых интернет-пользователей.
  • Представители медиасектора обратились к омбудсмену с просьбой направить законопроект для оценки Венецианской комиссии. 14 ноября стало известно, что акыйкатчы Атыр Абдрахматова обратится в Венецианскую комиссию с просьбой дать заключение по законопроекту «О СМИ».
  • 15 ноября на круглом столе с участием медиасообщества, депутатов парламентапредставителей администрации президента и международных организаций один из инициаторов законопроекта Марат Укушев согласился на создание рабочей группы для доработки документа.
  • В начале января администрация представила вторую версию законопроекта, где появилось несколько норм о блогерах, которых также власти хотели подвести под действие законодательства о СМИ.
  • После того как члены рабочей группы начали работать над изменениями и предложениями в этот документ, администрация президента сообщила, что представит уже третью версию законопроекта, где нормы о блогерах исчезли. Помимо законопроекта, разработчики представили наконец и требуемую с декабря концепцию. Уже к этому варианту рабочая группа внесла предложения в феврале.

https://kaktus.media/477587