Чолпон Султанбекова. Фото: Жогорку Кенеш.
Правовая клиника «Адилет» от имени представителей организаций гражданского общества обратилась к председателю комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша Чолпон Султанбековой.
Поводом для обращения стало рассмотрение в комитете ЖК по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции изменений в Закон «Об НКО» и Уголовный кодекс (речь о так называемом законопроекте об «иноагентах», который инициировала группа депутатов — Надира Нарматова, Жылдыз Сарыбаева, Искендер Матраимов, Акылбек Тумонбаев и др.).
В письме к Султанбековой правовая клиника «Адилет» обращает внимание, что рассмотрение законопроекта в профильном комитете прошло с нарушениями законодательства.
Так, законы «О нормативных правовых актах» и «О регламенте Жогорку Кенеша» четко устанавливают нормотворческие процедуры, т. е. какие процедуры должны быть соблюдены при принятии законов.
«Соблюдение [законов] лежит в основе верховенства закона и верховенства права, а также отражается на доверии общества к деятельности государственных органов, в том числе к парламенту, представляющему и обеспечивающему, согласно Конституции, верховенство власти народа», — говорится в письме к депутату Чолпон Султанбековой.
Докладчик законопроекта, депутат Надира Нарматова представила информацию, искажающую действительность, и ввела в заблуждение всех присутствующих на заседании комитета.
«В докладе прозвучало, что замечания и предложения к проекту закона не поступали. В то время как о рисках принятия законопроекта не раз отмечалось в различных правовых анализах, статьях, подготовленных юристами, международными экспертами, некоммерческими организациями. Общественным фондом «Правовая клиника «Адилет» направлялся в адрес Жогорку Кенеша анализ проекта закона, подготовленный в рамках общественного обсуждения. По заказу Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека было подготовлено экстренное промежуточное заключение от 12 декабря 2022 года на данный законопроект», — указывают правозащитники.
В справке-обосновании проигнорировали поступившие замечания
В справке-обосновании к законопроекту не содержится информация о результатах итогов общественного обсуждения. В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на требованиях статьи 46 Закона Кыргызской Республики «О регламенте Жогорку Кенеша», согласно которой к проекту закона в обязательном порядке прилагается справка-обоснование, которая должна содержать информацию в том числе о возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствиях действия закона; о результатах общественных слушаний, общественного обсуждения; о соответствии проекта закона законодательству.
В свою очередь, статья 22 Закона «О нормативных правовых актах» устанавливает, что общественное обсуждение проекта нормативного правового акта обеспечивается нормотворческим органом путем:
- обеспечения доступа к тексту проекта нормативного правового акта;
- принятия, рассмотрения и обобщения предложений, поступающих от участников общественного обсуждения;
- подготовки по результатам общественного обсуждения итоговой информации о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо невключения их в проект нормативного правового акта. Итоговая информация отражается в справке-обосновании к проекту нормативного правового акта.
В процессе общественного обсуждения законопроекта было направлено множество замечаний и предложений концептуального характера. Поэтому необходимо, чтобы справка-обоснование отражала в себе развернутую информацию по всем поступившим замечаниям и предложениям с указанием обоснованной позиции учета или неучета по каждому из них. Но данное требование Закона «О нормативных правовых актах» депутатами-инициаторами было проигнорировано.
Важные законы нельзя сразу принимать в трех чтениях
В письме к председателю другого комитета ЖК правозащитники выразили надежду, что при дальнейшем рассмотрении законопроекта депутаты обеспечат «неукоснительное соблюдение требований Конституции и законов «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и «О регламенте Жогорку Кенеша».
Отметим, согласно Конституции, законы принимаются парламентом в трех чтениях большинством от общего числа депутатов. Но! Регламент ЖК регулирует процедуры рассмотрения законопроектов и их принятие, предусматривает конкретные сроки для проведения экспертиз законопроекта, рассмотрения его ответственными комитетами, а также рассмотрения и принятия законопроекта по процедуре трех чтений.
- Ответственный комитет осуществляет предварительное рассмотрение проекта закона не позднее 30 рабочих дней со дня его получения. Предварительное же рассмотрение проекта закона комитетом без заключений экспертной и лингвистической служб аппарата Жогорку Кенеша не допускается.
- Экспертные службы аппарата ЖК по проекту закона в обязательном порядке представляют заключения с результатами правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз на проект закона и пакет проектов законов. При этом экспертизы должны быть сделаны до рассмотрения их комитетом и внесения на первое чтение. Также аппарат ЖК должен представить экспертизы на поправки, внесенные в ходе подготовки проекта закона ко второму чтению.
- Рассмотрение поправок к проекту закона ко второму чтению проводится не позднее 20 рабочих дней после окончания срока, указанного в постановлении о принятии закона в первом чтении.
- Промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней и более 30 рабочих дней.
- «Пакет Нарматовой» не может быть принят одновременно во втором и третьем чтениях или в трех чтениях, т. к. это будет нарушением регламента.
От Чолпон Султанбековой правозащитники просят до рассмотрения законопроекта в комитете провести парламентские слушания с широким участием представителей гражданского общества.
Также от председателя комитета просят предоставить следующие документы:
1. Заключения экспертных служб аппарата Жогорку Кенеша по проекту закона с результатами правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз (ст. 49 Закона КР «О регламенте ЖК КР»).
2. Итоговую информацию по результатам общественного обсуждения о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо невключения их в проект нормативного правового акта (ст. 22 Закона КР «О НПА КР»).
Фото на главной странице: Жогорку Кенеш КР.