Депутат Бактыбек Сыдыков высказался о своем выступлении относительно выявления патологий у еще неродившихся детей.
На заседании Жогорку Кенеша 9 апреля он отметил, что накануне в социальных сетях было очень бурное обсуждение его слов и осуждение.
«Меня сравнили с фашистом, поставили рядом с Гитлером. Большое спасибо за это. Кем только не назвали. Но я очень благодарен этим людям, которые отозвались. Я так понял, они меня не так поняли. Поэтому я посчитал нужным выступить.
Самая главная проблема в чем? В медицине есть главный принцип: чем лечить заболевание, лучше предотвратить. Сегодня этот постулат как никогда актуален. С каждым годом появляются все новые и новые заболевания, и лечить их становится труднее и дороже. Особенно генетические заболевания, которые поражают детей, становятся трагедией не только для семьи, но и для общества, и для государства. В Кыргызстане в среднем рождается 150 тыс. детей в год, и только небольшая часть родителей может вести беременность в соответствии с международными протоколами в хорошо оборудованных частных клиниках Бишкека и Оша. Учитывая стоимость процедур и анализов в частных клиниках, большинству населения не по карману обслуживаться в них. Большая часть населения ведет беременность как может, насколько позволяют возможности. Пренатальный дородовой скрининг — комплекс медицинских исследований, лабораторных, ультразвуковых, направленных на выявление группы риска по развитию пороков плода во время беременности с целью выделения групп повышенного риска. Скрининг проводится во время беременности и направлен на выявление осложнений беременности, в том числе пороков плода. С помощью скрининга выявляется группа пациентов, у которых риск развития пороков плода выше, чем у других. По результатам скрининга принимается решение о проведении более детального обследования и консультаций, инвазивные методы исследования, консультации, генетика. В связи с недоступностью качественных медицинских услуг по пренатальному скринингу для населения в стране увеличивается количество детей с патологиями, хромосомными аномалиями и врожденными пороками развития. Методов первичной профилактики, предотвращающих патологии на этапах зачатия ребенка, не существует, ребенок с патологией может родиться у каждой семейной пары, независимо от социального статуса. В связи с этим единственным предупреждающим подходом сегодня представляется массовая безвыборочная пренатальная диагностика беременных. В случае выявления патологий только родители решают — прерывать беременность или сохранять. Вчера меня неправильно поняли. Исследование дается родителям в руки, и только они решают: будут рожать или не будут рожать. Тут нет никакого принуждения», — отметил депутат.
По его словам, скрининг должны проходить все беременные, а врачи — выделять категории пациентов, которым нужно более пристальное внимание.
«К ним относятся женщины с отягчающими факторами, к которым относятся хронические заболевания будущей мамы, необходимость постоянного приема небезопасных для плода лекарств, выкидыш, замерзшая беременность или преждевременные роды в прошлом, наличие в семье детей с генетическими патологиями, тяжелая инфекция в начале беременности. Скрининг помогает докторам разделить пациентов по группам вероятности развития патологии, чтобы для каждой из них составляли индивидуальный план наблюдения. Гинекологи не будут подвергать лишним исследованиям женщин с низким риском, а беременных — с высоким риском, наоборот, будут тщательнее проверять, будут чаще приглашать на осмотр и анализы. Введение пренатального скрининга в КР является необходимостью для повышения качества жизни населения, достижения прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения. Его эффективное внедрение может способствовать предотвращению заболеваний, снизить уровень инвалидности, пренатальной и детской смертности. Одной из основных причин пренатальных патологий, младенческой смертности и различных форм детской инвалидности являются врожденные пороки развития и наследственность заболевания», — сказал Сыдыков.
Он добавил, что программа пренатального скрининга в других странах является началом работы системы здравоохранения, потому что низкий процент детской смертности и инвалидности является приоритетным направлением для национальной безопасности государства.
«Программа раннего пренатального скрининга внедрена во всех развитых странах. В Китае, Великобритании, России массово внедрен неинвазивный тест, который помогает достоверно и безопасно оценить риск хромосомных патологий плода. Будущая мать просто сдает кровь из вены. После внедрения пренатального скрининга также необходимо внедрить скрининг на скрытое носительство генетических заболеваний у будущих родителей, который позволит выявить моногенные заболевания: СМА, муковисцидоз, болезнь Беккера. Кроме того, огромное количество рожденных детей в Кыргызстане имеют определенные клинические проявления со стороны нервно-мышечной системы, из-за отсутствия качественной диагностики им ставятся неправильные диагнозы, обычно ставят ДЦП или аутизм. Для постановки правильного диагноза им необходимо сдать ряд генетических тестов», — отметил Сыдыков.
Он подчеркнул, что в Кыргызстане не знают о многих заболеваниях, связанных с врожденными патологиями, которые можно также выявить на 11-13-й неделях беременности через скрининг.
«В Кыргызстане за последние три года в структуре причин младенческой смертности врожденные аномалии занимают второе место. Количество случаев растет высокими темпами: если в 2020 году количество зарегистрированных больных с ВПР в первые годы жизни было 3 551 человек на 158 112 рожденных, что составляет 2,25%, то в 2023 году было 4 502 ребенка на 145 977 рожденных, что составляет 3%. Рост за три года составил 37%. В то же время количество новорожденных с каждым годом снижается, спад рождаемости составляет 8,3%, то есть на 12 135 рожденных. За 4 года мы получили 18 351 ребенка с инвалидностью на 604 тыс. рожденных, что составляет около 3%. Я считаю, это очень много.
В последние годы наблюдается тенденция вступления в брак в более зрелом возрасте, что приводит к более поздним беременностям у женщин. Беременность после 35 лет в десятки раз увеличивает риск рождения детей с синдромом Дауна. Ранняя диагностика и своевременное лечение снизят количество материнской смертности и разводов. Очень много отцов бросают женщин при рождении детей с инвалидностью.
Родители самостоятельно принимают решение о сохранении плода или прерывании. Внедрение пренатальной диагностики по всей территории страны принесет значимый экономический эффект. Ежегодно затраты государства на пособие по инвалидности составляют 8 млрд 75 млн сомов, пособие по персональному ассистенту — 1 млрд 496 млн сомов, на медикаменты уходит около 4 млрд сомов. На необходимые финансовые ресурсы для запуска пренатального скрининга для обслуживания 150 тыс. женщин требуется 400 млн сомов при стопроцентном охвате скринингом. За три года из бюджета потратим 1,2 млрд сомов. Реализация этого проекта с помощью нашего Минздрава не получится. Нужно очень много компаний и ребят, которые хотят помочь на основе ГЧП», — сказал депутат.
В заключение он снова отметил: «Я не призывал убивать инвалидов. Профилактику лучше проводить, чем потом лечить. Это намного дешевле и гуманнее».