Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Жогорку Кенеш кабмин внес новый текст Закона «О средствах массовой информации КР», который обсуждался пару лет медиа, администрацией президента и экспертами.

Напомним, новую редакцию закона о СМИ продвигает администрация президента. Была создана рабочая группа, которую возглавил руководитель управления правового обеспечения Мурат Укушов. В рабочую группу вошли медиаэксперты, юристы и представители независимых СМИ. Они указали на ряд нарушений и противоречий, однако авторы один за другим предлагали новые версии документа, в которых не были учтены принципиальные замечания членов рабочей группы.

Для очередной доработки проекта по поручению главы государства в марте 2024 года была создана новая рабочая группа при Министерстве культуры. Несколько месяцев вновь созданная рабочая группа пересматривала законопроект, который был отправлен в администрацию президента. В течение нескольких месяцев о том, как он дорабатывался и согласовывался, информации не было. Уже после того как документ прошел согласование в госорганах, его внесли в парламент.

Все о том, что было с Законом «О СМИ», читайте здесь.

Что предлагается?

Как указано, закон направлен на обеспечение права каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, получения и распространения информации и регулирует связанные с этими правами общественные отношения.

Из существенно нового — в ст. 1 изменено понятие «средство массовой информации», добавлены понятия «сетевое издание», «общественный интерес», «редакционная политика».

Например, теперь СМИ – периодическое печатное издание, телеканал, радиоканал, аудио-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, имеющее постоянное наименование (название).

Ранее же предлагалось использовать такое определение: СМИ – периодическое печатное издание, информагентство, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), включая веб-сайты в сети интернет.

Добавлена формулировка общественного интереса:

общественный интерес – потребность неопределенного круга лиц в получении информации о функционировании государства, государственных и муниципальных должностных лиц и общественных деятелей, политике, здоровье, образовании и безопасности населения, правоприменении и отправлении правосудия, защите прав человека, потребительских и социальных интересах, окружающей среде, экономических вопросах, осуществлении власти, искусстве и культуре, религии или вопросов, которые затрагивают интересы или имеют последствия для широкого круга лиц.

Статья 9 существенно сократилась, и теперь в ней указан список тех лиц, кто имеет право и не имеет учреждать СМИ.

Статья 13 «Государственная регистрация СМИ» подвергалась особому вниманию со стороны экспертов и медиа. Самое главное, что сохранилось предложение о добровольной регистрации сетевых изданий (сайтов) в Минюсте. При этом список документов для регистрации стал минимальным. Отказ в регистрации СМИ возможен, если заявитель не имеет права учреждать СМИ или же название уже зарегистрировано.

При этом Минюст должен уведомлять об отказе и его причинах в обязательном порядке.

Кроме того, решение органов юстиции об отказе или возврате заявления о государственной регистрации СМИ может быть обжаловано в соответствии с Законом КР «Об основах административной деятельности и административных процедурах».

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом.

Госорганы, МСУ и организации обязаны предоставлять информацию СМИ по запросам в течение трех рабочих дней, а также через пресс-конференции и рассылки. Если отношения по предоставлению информации не урегулированы законом о СМИ, применяется законодательство о доступе к информации.

В условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения госорганы обязаны предоставлять оперативную информацию СМИ.

Срок ответа может быть продлен до 14 дней, если требуется информация от нескольких источников, с уведомлением СМИ в течение двух рабочих дней.

Непредставление или задержка ответа влечет ответственность должностных лиц. В случае отказа от предоставления информации уведомление об отказе приходит только с обоснованием и ссылкой на нормы закона и выдается редакции в течение трех рабочих дней с момента получения запроса.

Согласно статье 32 «Освобождение от ответственности», редакция, редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство, деловую репутацию физических и юридических лиц, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей и несовершеннолетних, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в случае, если:

  • Эти сведения содержались в официальных документах и сообщениях.
  • Они получены от пресс-служб государственных и общественных органов.
  • Они являются дословным воспроизведением публичных выступлений.
  • Они содержались в выступлениях граждан, идущих в эфир без предварительной записи.
  • Они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства КР о СМИ.

При этом в предыдущих вариантах была норма о том, что за речь респондента во время прямого эфира журналисты несли бы ответственность.

Как указывают авторы законопроекта в справке-обосновании, с учетом глобализации и внедрения новых технологий действующая редакция Закона «О СМИ» требует значительных изменений. Новый закон охватывает как традиционные СМИ, так и сетевые издания.

«Закон должен создавать условия для плюрализма мнений, защиты журналистов и их независимости, а также регулировать распространение информации. Проект предлагает упорядочить регистрацию, перерегистрацию и прекращение деятельности СМИ, а также предоставить возможность добровольно регистрироваться интернет-изданиям», — утверждают инициаторы — администрация президента.

*****

После внесения в Жогорку Кенеш депутаты будут рассматривать его в нескольких комитетах, а после на пленарных заседаниях в трех чтениях. В случае его утверждения новый закон должен подписать президент страны Садыр Жапаров.

После этого он вступит в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования. Часть НПА должны быть признаны утратившими силу. Кабмин в шестимесячный срок должен привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законом.

https://kaktus.media/516170