В Бишкеке обсудили национальную стратегию по медиа- и информационной грамотности, включающую борьбу с языком вражды и дезинформацией.
В последние годы в Кыргызстане наблюдается значительный рост числа пользователей интернета и социальных сетей. Это открывает новые возможности для получения знаний и общения, но также увеличивает риск распространения фейков и пропаганды. Одной из ключевых проблем является низкий уровень медиаграмотности, которая становится важным навыком в современном мире, особенно в эпоху информационного перенасыщения.
Аида Бекташева, национальный проектный офицер ЮНЕСКО, представила результаты проекта «Укрепление потенциала национальных партнеров и гражданского общества в области социальной сплоченности».
«ЮНЕСКО и партнеры охватили широкий спектр участников, включая государственные структуры, пресс-службы, академическое сообщество и гражданское общество. Это демонстрирует эффективность работы над укреплением социальных связей через медийные инициативы. Наш партнер — Ассоциация общинных СМИ — реализовал такие ключевые компоненты, как экспресс-оценка потребностей по миростроительству и медийной грамотности, медиаинициатива Peace Talk, социальные диалоги и форумы по гражданским медианавыкам для дальнейших интервенций и интеграции в национальные планы», — подчеркнула Бекташева.
«Мы как нация, как кыргызский народ веками вели кочевой образ жизни, мы развивались в одном русле. Но 100 лет назад наша жизнь изменилась, в том числе изменился и способ распространения и получения информации. У нас появилась наша первая газета — «Эркин Тоо». А сегодня, в век интернета, не только профессиональный журналист, но и любой пользователь социальных сетей имеет возможность вещать со смартфона. Это сложный период — отбор правдивой информации среди такого многообразия», — сказал замминистра культуры, информации, спорта и молодежной политики Марат Тагаев, подчеркивая важность развития медиаграмотности.
Медиаграмотности нужно начать учить со школы и даже раньше. Дети с малых лет пользуются смартфонами. Мы не будем успевать блокировать. Это не выход.
Независимый медиаэксперт Алмаз Исманов отметил, что медиаграмотность в Кыргызстане — это не просто вопрос личной осведомленности, а необходимый шаг для формирования устойчивого и информированного общества.
«У нас есть стереотип, что именно старшее поколение не обладает нужными навыками цифровой грамотности. Но, к сожалению, нередко можно встретить и молодых людей, которые не разбираются в этом вопросе. В то время как становится больше цифровых продуктов в стране», — добавил он.
По словам Исманова, важны не только навыки пользования цифровой продукцией, но и базовые знания в области основополагающих прав и свобод.
«Очень часто вместо высказывания своего мнения и конструктивной критики пользователи кыргызстанского сегмента соцсетей переходят на язык вражды, цепляясь к внешности, национальной или половой принадлежности человека. Это ведет к разрозненности общества, в котором более 3 млн пользователей зарегистрированы в социальных сетях», — сказал Алмаз Исманов.
Для развития медиаграмотности в Кыргызстане важно интегрировать соответствующие программы в школьное и вузовское образование, а также развивать доступ к информационным ресурсам на кыргызском языке. Повышение медиаграмотности способствует не только индивидуальной безопасности, но и укреплению демократических процессов в обществе.
Отметим, что из-за низкого уровня медиаграмотности нередко пользователи становятся жертвами интернет-мошенников и теряют деньги. Вследствие чего Нацбанку пришлось принять меры.