Журналисты выполняют важную роль в формировании общественного мнения. Понимание гендерных аспектов в журналистике и использование гендерно-чувствительных методик может способствовать созданию более сбалансированного и справедливого медиаконтента.
Рекомендации по гендерно-чувствительному информированию и освещению, которые могут быть использованы журналистами в их профессиональной деятельности при создании медиаконтента.
1 . Сбалансированный охват:
Уделяйте внимание сбалансированному охвату спикеров и спикерок. Обращайтесь к различным источникам и интересуйтесь мнением как мужчин, так и женщин. Привлекайте женщин-эксперток в сферах, где часто доминируют мужчины – например, такие как политика и экономика. Интересуйтесь мнением организаций, занимающихся вопросами гендерного равенства.
2 . Избегание стереотипов и дискриминации:
Избегайте использования гендерных стереотипов, сексизма и дискриминации в журналистских материалах. Не используйте и не усиливайте стереотипы независимо от того, являются ли они явными или скрытыми. Помните, что все люди разные, поэтому их качества и черты характера не могут быть обобщены. Избегайте выражений, предполагающих гендерную предвзятость или закрепляющих гендерные стереотипы (например, «мужская логика», «женское счастье», «женская/неженская/мужская/немужская работа»). Избегайте изображений, которые унижают достоинство женщин, подчеркивают/преувеличивают физические и сексуальные аспекты.
3 . Гендерно-корректный язык:
Используйте гендерно-нейтральный язык. Это включает использование гендерно-нейтральных форм и феминитивов для обозначения профессий и социальной принадлежности женщин, если необходимо подчеркнуть их роль. Описывайте внешность, возраст и семейный статус только когда это уместно, и применяйте такое описание в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам.
4 . Гендерная проблематика:
Освещайте информацию с учетом гендерной проблематики. Убедитесь, что публикация отражает всестороннее и реалистичное представление о женщинах и мужчинах. При необходимости используйте данные с разбивкой по гендерному признаку.
5 . Корректное освещение проблем сексуального и гендерно-обусловленного насилия:
Избегайте употребления слова «жертва». Не оправдывайте насильственное поведение обидчика. Приводите законодательные рамки, касающиеся проблемы сексуального и гендерно обусловленного насилия. Информируйте о местах, где пострадавшие могут получить помощь.
6 . Женское лидерство и участие:
Освещайте вопросы женского лидерства и политического участия. Предоставляйте равные возможности всем заинтересованным сторонам выражать свое мнение, включая женщин. Избегайте создания негативного или уменьшающего значение изображения женщин-политиков и женщин-кандидатов. Освещайте важность роли женщин в экономической и социальной жизни и в процессе развития.
7 . Обсуждение гендерных вопросов:
Обеспечьте обсуждение гендерных вопросов как женщинами, так и мужчинами. Признайте, что гендер является важным фактором и убедитесь, что гендерная проблематика включает как женские, так и мужские интересы. Гарантируйте, что редакционная команда осведомлена о гендерных вопросах.
Взято из руководства по гендерно-чувствительной журналистике, 2020. Юлия Гончар.
Соблюдение этих рекомендаций поможет создать медиаконтент, который более точно и справедливо отражает разнообразие и равноправие всех гендеров.
🔸Следите за нашей страницей. В течение следующих нескольких месяцев мы будем рассказывать о важности гендерно-чувствительной журналистики, предлагать варианты ее воплощения в журналистике, источники информации по этой теме, а также делиться полезными ссылками.
📍Проект реализуется ОФ «Институт Медиа Полиси» при поддержке Embassy of Canada to Kazakhstan, Kyrgyz Republic and Tajikistan
#CFLI
#гендерноеравенство