Во время проходившего в Исламабаде, Пакистан, семинара репортер задал вопрос, который я часто слышу от журналистов, работающих в зонах конфликтов: «Как решить, о чем стоит рассказывать, когда мы сталкиваемся с масштабными проявлениями насилия?»
Газета, в которой работает этот журналист, прикладывает значительные усилия для того, чтобы не просто сообщать последние новости и подсчитывать количество погибших, а предоставлять читателям реальные истории: как теракты, совершенные смертниками, заказные убийства и атаки экстремистских групп затрагивают жизнь отдельных людей.
В ходе обсуждения мы разработали рекомендации по освещению таких событий: рассказать о причинах происходящего; показать, как события влияют на жизнь отдельных людей; дать возможность высказаться людям, жизнь которых была разрушена в результате случившегося. Ищите «тихих героев», которые помогают жертвам событий и пострадавшим. Найдите необыкновенное в обычной жизни тех, кто соприкоснулся с насилием.
Один репортер рассказал историю о бедной семейной паре, принявшей в свою семью двоих детей после того, как их родители погибли в результате взрыва машины. Другой написал статью о враче, сделавшем бесплатные пластические операции людям, искалеченным в результате атак.
Эти журналисты действовали абсолютно правильно.
Основатель Центра журналистики и травмы Dart Франк Охберг считает, что во время бедствий роль СМИ становится еще более важной. «Освещение в медиа таких событий может иметь огромное влияние на то, как общество реагирует на последствия трагедии», – сказал Охберг в интервью, взятом для составленного ICFJ Руководства по освещению стихийных бедствий и кризисных ситуаций.
Он подчеркнул, что во время сильного шока при травмирующих событиях и трагедиях важно, чтобы медиа точно передавали слова, чувства и поведение людей. Это помогает читателям пережить ситуацию и создает основу для осознания произошедшего.
Вскоре после 11 сентября 2001 года я наткнулась на слова бывшего репортера Poynter Билла Митчелла, ставшие для меня источником вдохновения, если я хочу выйти за рамки сухого рассказа о последних новостях и представить своей аудитории «человеческое лицо» событий.
Митчелл написал: «Журналисты вновь обнаруживают, что один из лучших способов рассказывать о широкомасштабных историях, – это исследовать их конкретное влияние на повседневную жизнь отдельных людей».
Опытный журналист спросил меня: «Если вы уже нашли хорошую историю о влиянии события на жизнь отдельного человека, как рассказать ее необычным образом?» Потом он указал на опубликованную в The New York Times серию Портреты скорби, содержащую фотографии и краткую информацию о более чем 2 500 людей, погибших во время теракта 11 сентября.
Он рассказал, что информация профилей «как правило, сосредоточена на одном аспекте характера или на особенно ярком таланте или признаке этого человека. Они часто включают жизненный урок …, который репортеры издания сумели увидеть и продемонстрировать с помощью нескольких десятков слов».
Итак, как же журналистам включать истории отдельных людей в освещение таких событий? Лучший совет, какой я могу дать: составьте план.
Работая над материалом о последствиях резни в хорватской деревне Вочин во время войны в Хорватии, я брала интервью у людей, переживших трагедию, у родственников погибших, у представителей местной полиции и у приходского священника, – мне нужно было получить представление об этом леденящем кровь событии.
Я зашла в импровизированный морг и видела горе людей, опознающих своих близких. Удивительно, что многие люди были готовы рассказывать о погибших: о дяде, который замечательно танцевал народные танцы, или о матери, которая испекла яблочный штрудель для хорватских солдат, проходивших через город.
Описывая увиденное, я сосредоточилась на четырех вопросах. Что именно здесь произошло? Что я хочу донести до людей, которые прочитают мою историю? Кто будет главными персонажами моего материала? Почему эта история должна не оставить моих читателей равнодушными?
Специализация социального психолога и профессора Стэнфордской высшей школы бизнеса Дженнифер Аакер – мастерство рассказывания историй. Ее исследования особенно актуальны для журналистов.
Аакер установила, что наш мозг настроен на запоминание историй, и хороший рассказ запоминается в 22 раза лучше, чем голые факты или цифры. Она выделила элементы, которые способствуют успеху историй.
Цель: Почему вы рассказываете эту историю? Цель включает ваше представление о том, что аудитория должна думать, чувствовать или делать после того, как познакомится с ней. Для хорошо сформированной цели важно, с чего аудитория начинает и куда она приходит в конце этого «путешествия».
Захватите внимание: Почему люди захотят слушать вашу историю? Используйте «крючок», чтобы привлечь слушателя. Таким «крючком» может быть удивительная информация, визуальные эффекты или необычный подход.
Помогите своей аудитории: Если вашей историей можно поделиться, люди станут распространять ваши идеи. Сделайте свой рассказ запоминающимся и легким для чтения.
Я хочу добавить еще кое-что: рассказывая вашу историю, меняйте угол зрения. Выходите за рамки очевидного и ищите новый взгляд на ситуацию.
В журналистских кругах ходит хрестоматийная история, известная как «история могильщика». После убийства Джона Ф. Кеннеди его тело лежало в ротонде Капитолия. Пришедшие отдать дань памяти люди проходили перед телекамерами и толпами репортеров.
Репортер Джимми Бреслин выбрал другой путь. Он пошел на Арлингтонское национальное кладбище – и его мастерски написанная история о пожилом человеке, копающем могилу для президента, остается одним из самых запоминающихся журналистских материалов того трагического времени.
Автор верхней фотографии Mike Stenhouse, лицензия CC сайта Flickr. Вторая фотография – Peter Denton, лицензия CC сайта Flickr.
Источник: IJNet