Десять бывших и нынешних главных редакторов из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана сформулировали по просьбе Нового репортера 10 заповедей, по которым живут их редакции, 10 постулатов, которые обязаны знать их журналисты или 10 вредных советов, с помощью которых они учат, как “не надо” делать хорошую журналистику.
Местами коротко. Местами иронично. Местами самокритично.
Идея опроса подсмотрена у Openspase.ru.
Ирина Калинина, бывший главный редактор телекомпании “НТС”, Кыргызстан
1. Не дай себя провести
2. Не верь на слово
3. Открой глаза и промой уши.
4. Пиши так, чтобы было понятно соседке на лавочке.
5. Не говори “это неинтересно”, ищи то, что тебя заинтересует.
6. Не бойся казаться идиотом, переспроси, что не понял, иначе точно окажешься в дураках.
7. Не ври героям.
8. Возлюби оператора своего, как самого себя.
9. Смотри по сторонам, найдешь массу важного.
10. Не ошибается только главный редактор.
Руслан Телегин, бывший главный редактор первой карагандинской бизнес-газеты «Дело». Шесть лет руководил еженедельником «Автомобилист», Казахстан
1. Редактор, пиши сам! Тот, кто перестает брать перо в руки, очень быстро превращается в администратора. Веди дневник.
2. Управляй четко и быстро, но планируй далеко. В среднесрочной перспективе — свингуй, позволяй себе определенную свободу, гибкость. Будь умней своего учредителя, но не пытайся стать главным в этом тандеме.
3. Даже не пытайся все делать сам: писать, придумывать заголовки, подверстывать, работать бильдом, координировать проекты. Очень быстро эта яма перфекционизма затянет. Но умей делать все это на «5» и учи всему, что знаешь, своих сотрудников.
4. Не работай с теми, кто уходит из редакции в 18:01. Не пытайся бороться с опозданиями: утра в редакции все равно не бывает, а ты будешь выглядеть дураком. Мотивируй иначе, тогда дедлайны будут менее смертельными.
5. Творчески работай с календарем, ходи в библиотеку (зал периодики), смело проводи исторические параллели, раскапывай, ищи, не давай никому сидеть на месте спокойно. Активно применяй сеть, новые технологии, международные конференции.
6. Проводи большое ежегодное мероприятие под эгидой издания: выставку, соревнования, благотворительный аукцион. Делай сезонные акции. Всегда возвращайся к прежним героям и победителям, интересуйся их судьбой и новостями.
7. Ходи пешком, пользуйся общественным транспортом, бывай на рынках и массовых праздниках. Знай, о чем говорит твой читатель. Умей чувствовать настроения общества. Не старайся следовать трендам, а создавай их сам. Не запирайся в редакции, будь публичным человеком.
8. Умей выключать голову после сдачи номера. Имей хобби, никак не связанное с профессией. Помни, что тебя все еще ждут дома.
9. Имей круг ньюсмейкеров и постоянно расширяй его, используй внештатников и заставляй каждого (!!!) сотрудника «вести» таких помощников издания.
10. Никогда не сдавай своих. Работай с чокнутыми, но никогда не работай с идиотами. Заражай людей своими идеями, помогай им, учи, стань их другом. И они будут твоим самым надежным тылом.
Алтынай Джуманазарова, главный редактор информационного агентства K-News, Кыргызстан
1. Шапочка из фольги – главный инструмент медийщика.
2. В редакции всегда должно быть достаточно цитрамона, шоколада и любви к работе.
3. Гнаться за сенсациями глупо. Фейки – это удары по самому дорогому – кредиту доверия.
4. Стремиться угодить кому бы то ни было – не наша работа.
5. Коллеги тоже люди. Иногда они болеют, выходят замуж или меняют работу. С этим надо жить.
6. Самое главное в процессе подготовки инфографики – избавиться от желания застрелить дизайнера или застрелиться самой.
7. Мы любим наших читателей. Нет, правда любим. Это профессиональный мазохизм.
8. Интересы дела всегда приоритетнее личных. Даже если личные – твои.
9. Все в команде должны быть взаимозаменяемы. См. пункт 5.
10. Журналисты не должны быть удобными. Журналисты должны быть журналистами.
Айбек Алдабергенов, руководитель службы информации Tengrinews.kz, Казахстан
1. Делать любопытные и полезные материалы. Всегда думать о читателе.
2. Все журналисты в редакции – коллеги.
3. Выслушать предложения и мнения коллег. Признавать свои ошибки.
4. Нельзя заставлять работать.
5. Не допускать употребление алкоголя на рабочем месте.
6. Максимально оградить редакцию от настойчивых коммерсантов.
7. Хвалить при всех. Ругать наедине. P/S Бывают исключения.
8. Не допускать стагнации. Думать о будущем. Придумывать новое.
9. Очень мало друзей. Оттого мало, кто просит опубликовать или не публиковать материал.
10. Не считаю себя главным редактором, я диспетчер.
Зебо Таджибаева, директор информационно-аналитического агентства “Азия-плюс”, Таджикистан
1. Верь только своим ушам и глазам, а лучше диктофону и камере.
2. Не ори, но требуй.
3. Объективность должна быть объективной.
4. Между ртом и куском многое может произойти.
5. Если материал можно сдать сегодня, не оставляй его на завтра.
6. Если в дверь не пускают, всегда можно найти окно.
7. Источники нарабатываются ногами.
8. Приноси мысли на бумаге.
9. Если в письме есть вопрос, не думай, что про него потом забудут.
10. Внимание твоего слушателя длится 1,5 минуты, практикуй краткость.
Ольга Каплина, руководитель проекта “ТВ-обмен” Интерньюс и Ержан Сулейменов, бывший главный редактор “31 канала” из Казахстана написали совместные вредные советы для главных редакторов:
1. Отвергайте любую тему, придуманную не вами. Даже не слушайте: вы уже все придумали и распланировали сами.
2. Всегда придумывайте темы корреспонденту. Пришел на планерку без идей – молодец, будет хороший исполнитель.
3. Никогда не выслушивайте причин, почему группа вернулась со съемки позже срока, сразу же пишите докладную директору.
4. Не забудьте напомнить корреспонденту, оператору, видеоинженеру, что им еще много платят за то малое, что они делают.
5. Даже если очень хочется отметить сюжет, скажите всего одно доброе слово, а потом продолжительно и обстоятельно ругайте, всегда же есть, за что.
6. Посадите корреспондента на одну тему и отправляйте его снимать криминал, даже когда он начинает при звуке сирены судорожно хвататься за микрофон.
7. Не давайте корреспонденту читать газет и отключите от Интернета, пусть не тратит рабочее время на ерунду.
8. Никогда не давайте корреспонденту, оператору, видеоинженеру читать пособия и учебники, еще чего, они еще выучатся и займут ваше место. Не забывайте повторять корреспондентам, операторам, видеоинженерам, вернувшимся с семинара, что там были «идеальные условия», а на вашем канале это невозможно и вообще – эти стандарты никому не нужны.
9. Не читайте тексты корреспондента до эфира, не советуйте, как ему улучшить материал, лучше после выпуска, после 10 вечера, позвоните ему домой и прямо и громко выскажите, что вы думаете по поводу его материала.
10. Не любите корреспондентов, операторов, видеоинженеров и ведущих, если бы не они, у вас были бы классные новости.
Гульнара Бажкенова, продюсер программы “Открытая Азия”, Казахстан:
1. Журналист – не правозащитник, не политический деятель, не оппозиционер, не агент спецслужб. Не надо путать профессии.
2. Личные пристрастия оставить для личного блога.
3. Работать надо для читателя/зрителя, а не владельца компании. Нельзя превращать медиаресурс в рупор олигарха ли, правительства, министерства. Иначе читать и слушать этот рупор станут только они.
4. Джинса – это стыдно, глупо и неэффективно.
5. Уклоняйся от дружбы с потенциальными героями публикаций и телевизионных сюжетов. Дружба с депутатом или замминистра может слегка потешить тщеславие, но будешь ли ты способен потом написать о них, к примеру, беспристрастную колонку?
6. В материалах современных качественных СМИ важно движение мысли, стиль. Сухое изложение фактов с набором чужих мнений превращают вас в комментарийный бюллетень.
7. Руководитель СМИ не может не быть универсальной личностью. Базовые знания, широкий кругозор, интеллект важны также как профессионализм. Даже главный редактор журнала «Кот и пес» должен быть в курсе последних событий ближневосточного конфликта.
8. Не люблю образ старого советского журналиста: небритого, помятого, вечно пьяного. Современные медийщики совсем другие, они собранные, подтянутые, амбициозные.
9. Скучно не значит респектабельно; респектабельно не значит скучно. Не стоит бояться перчинки, но и увлекаться – чревато.
10. Журналистика – уважаемая, престижная профессия. Это – призвание. Тех, кто прибился к ней только потому, что не нашел себя в других сферах, лучше гнать.
Ольга Колоколова, главный редактор еженедельника “Наша газета”, Казахстан
1. Главное – читатель.
2. Паши на 10 процентов больше, чем требуешь от коллектива.
3. Люби то, что делаешь, потому что иначе твое дело не будет успешным.
4. Живи по правилам (принципы СМИ, приоритеты, внутренний кодекс журналистов – все должно быть, причем лучше в формализованном видео).
5. Не ври! Максимальная правдивость с авторами, коллективом, героями материалов, в конце концов, окупается.
6. Не прикидывайся богом, иначе от тебя потребуют чуда.
7. Каждый год – ступенька вверх (если ты в конце года не можешь назвать хотя бы одно явное достижение, успешное нововведение, приобретение (сотрудника) редакции – год прожит зря).
8. Издатель – тоже человек (этого может не осознавать редакция, но редактор должен. Если не считаешь издателя достойной уважения особью – вали к чертям собачим. Дела не будет).
9. Иногда, хотя бы раз в год, бросай все и вали нафиг отдыхать. И – не читать, не смотреть, не звонить.
10. Учи работника сам.
Татьяна Трубачева, главный редактор газеты “Голос республики”. Таня долго думала и решила, что ее профессиональное кредо очень хорошо помещается в 5 постулатов.
1. Сомневайся.
2. Сомневайся во всем и во всех.
3. Перепроверяй всё, всех и вся.
4. Культивируй в себе любопытство.
5. Читай классику.