С каждым годом взаимосвязь технологий и медиа усиливается, а поведение и привычки аудитории меняются порой до прямо противоположных. Мы выделили основные тренды, которые, по нашему мнению, будут влиять на новые медиа в 2016 году.
Раньше всех взяла алгоритмы на вооружение реклама. Мировой рынокпрограмматик-рекламы (автоматический подбор площадок для таргетинга по заданным параметрам) растет впечатляющими темпами. Россия не отстает — в Рунете уже около двух десятков крупных площадок продают соответствующий инвентарь. И хотя объем программатик-рекламы на российском рынке оценивается в диапазоне от 7 до 30% (что уже немало), его динамика позволяет ожидать дальнейшего бурного роста в 2016 году.
Помимо рекламы, алгоритмы помогают лучше таргетировать сам контент, что улучшает качественные показатели сайта: увеличивает время, просмотры страниц, снижает процент выходов. Судя по данным одного из лидеров рынка алгоритмических решений для редакций в России, relap.io, их скрипт работает даже лучше, чем отбор рекомендаций вручную. По итогам сравнительного теста CTR (показатель кликабельности) контента, отобранного скриптом, был в два раза выше «человеческого».
Тоже, в общем-то, примета времени: теперь любой спор о преимуществе информационного стиля перед репортажным или о метафоричном заголовке перед агентским можно проверить с помощью А/Б-теста: выдвигай гипотезу и тестируй.
Дальше нас ждет появление возможностей по еще более глубокому анализу не только того, что читает наша аудитория, но и то, как она на прочитанное реагирует — комментирует, делится в соцсетях или наоборот, в гневе закрывает вкладку. Алгоритмы будут становиться все сложнее и изощреннее, и их роль в ежедневной работе издания будет лишь возрастать.
2016 покажет, смогут ли редакции использовать прямые видеотрансляции себе на благо или они останутся своеобразной «повинностью» — все же делают, а чем мы хуже?
Лучшим гражданским (да и журналистским) расследованием 2015 года можно назвать проект Фонда борьбы с коррупцией «Чайка». Здесь мы видим детальную работу с открытыми источниками и изобретательное применение разных инструментов, в том числе для сторителлинга.
С другой стороны, чувствуется и контртренд: желание запретить, контролировать, управлять процессом со стороны власти и бизнеса. Но такая разнонаправленность трендов — это не борьба всего хорошего против всего плохого. Свобода и приватность коммуникаций может встать на службу террору. А контроль, наоборот, защищать детей от жёстокого или откровенно непристойного контента.
Грани между журналистами, блогерами и гражданскими активистами продолжат стираться. С одной стороны, можно быть сотрудником редакции, владеть инструментами и навыками создания самого актуального мультимедиа-продукта и носить бэйдж «Пресса», но пропагандировать чьи-то политические или коммерческие идеи. Автора можно кнутом или пряником заставить делать информационный контент, но нельзя заставить быть искренним.
Или напротив – быть блогером, активистом или просто сознательным гражданином и реально приносить обществу и конкретным людям пользу, делая честные, объективные, непредвзятые и независимые публикации на актуальные темы. Даже российское государство соответствующим закономфактически приравняло блогеров с ежедневной аудиторией более 3000 тысяч человек к статусу журналистов.