В Кыргызстане тоже предпринимаются попытки регулировать интернет-пространство.
В конце ноября в Интернете появилась информация о блокировке ряда интернет-ресурсов в Казахстане, Таджикистане и России. 3 декабря стало известно, что комитет Жогорку Кенеша по обороне и безопасности одобрил ранее отправленные на доработку поправки в Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно поправкам, у судов Кыргызстана появится возможность выдавать разрешения на блокировку интернет-ресурсов, если на их страницах обнаружат материалы экстремистского характера. Например, к статье 13 добавили пункт «Информационные материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора».
По словам исполнительного директора Ассоциации операторов связи (АОС) Айбека Баканова, операторы связи предложили внести эти поправки во избежание обвинений в незаконном блокировании веб-ресурсов.
«Операторам связи важно работать в рамках правового поля. То есть если имеется соответствующее судебное решение суда о признании материалов, содержащихся на том или ином сайте, экстремистскими и, как следствие, требующее блокировки сайта, операторы связи будут обязаны исполнить его», — сообщил в интервью «ВБ» Айбек Баканов.
Он также отметил, что члены АОС уже сталкивались с незаконной блокировкой сайтов по указанию соответствующих государственных органов. Напомним, в феврале текущего года государственное агентство связи при правительстве КР направило ОАО «Кыргызтелеком» распоряжение о блокировании сайта информационного агентства «Фергана», в результате чего доступ к нему был закрыт. Поводом послужили материалы, признанные в парламенте Кыргызстана «провокационными». В них также обнаружили «признаки пропаганды возбуждения национальной вражды» и обвинили агентство в однобоком освещении июньских событий 2010 года. Всего в Кыргызстане на данный момент заблокировано 13 сайтов «экстремистского характера».
Казалось бы, данные поправки, на первый взгляд, преследуют благие намерения. Но, как показывает опыт соседних государств, основанием для закрытия сайтов может стать желание власть имущих заблокировать неугодный для них ресурс.
Опыт Казахстана
В конце ноября в СМИ появилась информация, что прокуратура Алматы подала иск о признании 8 газет и 23 интернет-ресурсов единым средством массовой информации “Республика”. В иске содержалось требование прекратить его выпуск и распространение на территории Республики Казахстан. В частности, речь шла о телеканале “К+”, интернет-портале “Стан-ТВ”, а также газете “Взгляд”. Среди ответчиков, по данным интернет-газеты Gazeta.kz, числились и международные интернет-порталы Google, Twitter, Facebook. Позже, как сообщает интернет-газета Zona.kz, официальный представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков опроверг эту информацию, заявив, что «Twitter, Google, Facebook упомянуты в исках лишь относительно отдельных и конкретных страниц блогов». Он добавил, если суд запретит распространение вышеуказанных изданий, то «перед администрацией будет ставиться вопрос об удалении или блокировке страниц газеты, а не о полной блокировке самого интернет-ресурса».
Однако давайте вспомним историю с блокированием в октябре 2008 года популярной на тот момент блог-платформы LiveJournal (Живой Журнал), предположительно из-за размещенного на ресурсе блога Рахата Алиева — бывшего зятя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В результате платформа была недоступна и для многих кыргызстанских пользователей местных интернет-провайдеров, покупающих интернет-трафик у акционерного общества «Казахтелеком».
Учитывая, что администрация Twitter и Facebook вряд ли заблокирует ту или иную страницу по просьбе казахстанских властей, есть риск, что по примеру LiveJournal могут заблокировать сами ресурсы, где существуют аккаунты неугодных казахстанским властям СМИ. Стоит учесть, что в Казахстане, в отличие от Кыргызстана, интернет-ресурсы официально приравнены к СМИ. Соответствующий законопроект подписал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в июле 2009 года, что позволило в 2011 году заблокировать LiveJournal по решению Сарыаркинского суда Астаны. Как сообщило агентство Tengrinews, причиной была названа «пропаганда терроризма».
Опыт России
Еще один пример — законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию», согласно которому ответственность за распространение вредной для детей информации возлагается на СМИ и интернет-ресурсы. В парламенте Кыргызстана его рассматривают с лета текущего года. Представители интернет-ресурсов увидели в законопроекте угрозу блокировки местных веб-сайтов, приводя в пример ситуацию в России, где осенью текущего года были приняты поправки в аналогичный закон. В результате в стране был создан реестр запрещенных сайтов. Когда он вступил в силу, на территории России был заблокирован ряд ресурсов, среди которых интернет-энциклопедия «Луркоморье», библиотека «Либрусек» и социальная сеть «ВКонтакте», где обнаружили «запрещенные материалы». Как только администрация ресурсов их удалила, доступ к веб-порталам был снова открыт. В реестр запрещенных сайтов дважды попадали IP-адреса, принадлежащие компании Google. Также в список внесли одну из страниц видеохостинга YouTube. Позже, как сообщает издание Lenta.ru, в Роскомнадзоре (Федеральная служба России по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. – vb.kg) объяснили этот факт техническим сбоем в системе.
Инициаторы законопроекта в Кыргызстане по итогам его обсуждений с представителями веб-порталов страны пока пришли к мнению, что его необходимо доработать, поскольку многие формулировки законопроекта слишком размыты.
Опыт Таджикистана
27 ноября появилась информация, что власти Таджикистана заблокировали доступ к социальной сети Facebook. По словам руководителя правительственной службы связи Таджикистана Бега Зухурова, которые приводит в своем материале агентство РИА Новости, «к нему не раз обращались возмущенные жители с просьбой закрыть ресурс как рассадник клеветы». Он отметил, что в социальной сети «какие-то непонятные люди оскорбляют руководителей государства». В настоящий момент, по данным РИА Новости, доступ к ресурсу частично разблокирован. Напомним, в августе в стране блокировали доступ к самому агентству РИА Новости и к таджикистанскому агентству «Азия-плюс».
Опыт Узбекистана
Что касается Узбекистана, то в августе 2011 года в СМИ появилась информация о том, что Узбекистан резко усилил интернет-блокировку. Тогда в «черный список» попали интернет-ресурсы ведущих СМИ зарубежных государств – России, Казахстана, Таджикистана, а также других международных изданий. В их число попали и сайты кыргызстанских информагентств. В Deutsche Welle тогда отметили, что «блокировка в подобном масштабе происходит в Узбекистане впервые». Как сообщают собственные источники «ВБ» в Узбекистане, в настоящий момент к части сайтов доступ по-прежнему отсутствует, однако многие из заблокированных в тот момент ресурсов доступны к просмотру пользователям некоторых провайдеров. Тем не менее периодически их могут блокировать, если на страницах появится малоприятная информация о ситуации в стране.
Будут ли блокировать сайты в Кыргызстане?
Пойдет ли Кыргызстан по пути соседних государств, если уже в парламенте предпринимаются попытки регулировать Интернет? Тот факт, что местные власти активно заинтересовались интернет-пространством, вызывает опасения. Однако в Интернете практически невозможно полностью закрыть доступ к какому-либо ресурсу, поскольку существуют методики, позволяющие обходить любые блокировки. Например, использование прокси-серверов.
Кроме того, блокируемые в Кыргызстане сайты могут менять хостинг-площадки и доменные имена, в результате у местных интернет-пользователей снова будет доступ к этим сайтам.
http://www.vb.kg/doc/208220_v_stranah_sng_yjestochaut_blokirovky_internet_resyrsov.html