Только общественность может решить, чья работа заслуживает уважения и внимания, которые раньше всегда априори доставались журналистам — сотрудникам крупных СМИ.
Жан-Франсуа Фогель предлагает лучшее из тех, что мне приходилось слышать, описание новых взаимоотношений, складывающихся между журналистами и общественностью в эпоху цифровых медиа.
Говоря в двух словах, только общественность может решить, чья работа заслуживает уважения и внимания, которые раньше всегда априори доставались журналистам — сотрудникам крупных СМИ. Именно общественность решает, доверять ли конкретному голосу из миллиардов, звучащих в Интернете, присущи ли ему такие важные для журналиста качества, как авторитетность, этичность, независимость.
Как Фогель сказал в своем интервью, любой человек, публикующий что-то в Интернете и следующий стандартам профессиональной журналистики, может считаться журналистом. Так что же представляют собой эти стандарты?
«Журналистика — это, конечно, беспристрастный голос. Это не тот голос, который призывает что-то купить, или голосовать за кого-то, или вести себя определенным образом. Это независимый голос, который не может быть привязан к каким-либо ассоциациям, брендам или организациям. Это внушающий доверие голос, высказывающий мнение о важных для общества вещах. В мире цифровой журналистики журналист — это человек, говорящий с этической точки зрения».
Фогель имеет большой опыт работы во Франции, Испании и Латинской Америке в качестве журналиста, эссеиста, а теперь и консультанта в области цифровой журналистики. На прошлой неделе он выступил на конференции Congreso Internacional de Periodismo Digital y Redes Sociales в Канкуне, Мексика, где я присутствовал в качестве докладчика.
Цифровые медиа меняют ситуацию
По словам Фогеля, влияние новых цифровых СМИ и блогеров растет. У этих людей часто нет ни профессиональной подготовки в журналистике, ни профессионального статуса, но они привлекают аудиторию, расшатывая авторитет традиционных медиа.
Как им это удается? Они делают свою работу в журналистике во многих отношениях лучше, чем те, кто считается профессионалами. Некоторые блогеры и журналисты, работающие онлайн, следуют профессиональным стандартам проведения расследований и проверки фактов более строго, чем профессионалы, и публика видит это. Есть много примеров тому, как блогеры делают гораздо лучшие материалы, посвященные важным новостным событиям, чем профессионалы.
«Журналист не может кричать: «Слушайте меня, я журналист», — говорит Фогель. — Аудитория должна сама понять: то, что публикует данный человек, — это голос журналиста. Это аудитория должна сказать: «Это не реклама, это не искусство, это не учебный материал, это не пропаганда, это не техническая информация — это журналистика».
«Для журналистов единственный способ выделиться — это их голос. Публика должна почувствовать, что это и есть журналистика».
У каждого есть инструменты и навыки, необходимые в журналистике
По словам Фогеля, это раньше журналисты отличались от обычных людей тем, что использовали определенные инструменты (видеокамеры, диктофоны, компьютеризированные платформы для публикаций, оборудование для радио и телевидения), к которым больше ни у кого не было доступа. Теперь люди могут использовать все эти инструменты и публиковать свои материалы без необходимости принадлежать к какой-либо новостной организации.
Два примера представителей этой новой волны можно было видеть в лице содокладчиков на вышеупомянутой конференции: это были видеоблогер Чумел Торрес и пользователь Twitter, известный под именем Callodehacha. Оба специализируются на сатире в манере The Daily Show Джона Стюарта.
Оба говорили о том, что думают о независимости, достоверности информации и прозрачности как части своих профессиональных стандартов. Они не транслируют слухи и не берут денег за продвижение определенных точек зрения или политических партий.
Фогель сказал о них: «Это журналисты, специализирующиеся в области журналистики мнений. Они находятся в авангарде своего дела. Их стиль необычен и легко узнаваем. Они освоили все журналистские технологии и талантливо ими пользуются».
В бизнесе клиент всегда прав. В мире цифровых СМИ последнее слово остается за аудиторией.
Это сообщение первоначально было опубликовано в блоге News Entrepreneurs. Печатается IJNet с разрешения.
Джеймс Брейнер — один из директоров Школы деловой журналистики в университете Цинхуа. Он бывший стипендиат Программы международной журналистики им. Найтов (Knight International Journalism Fellow), основатель и руководитель Центра цифровой журналистики в университете Гвадалахары. Он владеет испанским и английским языками и работает консультантом по вопросам онлайн-журналистики и лидерства. Вы можете следить за ним в Twitter здесь.
Изображение пользователя ubarchives, лицензия СС с сайта Flickr.
http://ijnet.org/ru/blog/259934