Недавние массовые беспорядки в районе золоторудного комбината «Кумтор оперейтинг» обеспокоили руководство страны, и в конце мая было принято решение о введении чрезвычайного положения на всей территории Иссык-Кульской области. В настоящее время в этом регионе спокойно, поэтому необходимость в установлении особого режима отпала. Чрезвычайное положение было отменено.
Прежде чем ответить на заданные вопросы, считаю необходимым вначале разобраться с понятием «чрезвычайное положение». В Кыргызской Республике Конституционный закон «О чрезвычайном положении» был принят еще 24 октября 1998 года, последние изменения внесены в закон 29.12.2011 г.
Что включает в себя понятие «чрезвычайное положение»?
Рассмотрим основные моменты, характеризующие чрезвычайное положение.
Во-первых, это особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности.
Во-вторых, это временная мера, применяемая исключительно в интересах:
— обеспечения безопасности граждан и
— защиты конституционного строя.
В-третьих, это режим, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод для:
— граждан,
— лиц без гражданства,
— иностранных граждан и
— юридических лиц.
Чрезвычайное положение может вводиться на всей территории республики либо в отдельных ее местностях. В зависимости от обстоятельств временной период введения особого режима может быть разным, но, в пределах, установленных в законе. Действия чрезвычайного положения согласно закону устанавливаются:
— на всей территории страны на срок не более 30 дней,
— в отдельных частях республики — 60 дней.
По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок. Прекращение возможно и до истечения установленного срока.
В каких случаях можно вводить чрезвычайное положение?
Закон предусматривает следующие случаи:
— стихийные бедствия,
— крупные аварии или катастрофы,
— эпидемия,
— эпизоотия,
— прямая угроза конституционному строю,
— массовые беспорядки, сопряженные с насилием и угрозой для жизни людей.
Для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и обеспечения безопасности граждан могут привлекаться воинские подразделения уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами обороны, внутренних дел и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, а также воинские части, временно дислоцированные на территории КР.
Кто принимает решение о введении чрезвычайного положения?
Учитывая обстоятельства, при которых закон позволяет принимать решения о введении, чрезвычайного положения (выше указаны случаи) Президент республики предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а в отдельных местностях может вводить и без предварительного объявления. О таком решении незамедлительно сообщается Жогорку Кенешу КР (ст. 4 закона), поскольку депутаты своим постановлением утверждают или отменяют Указ Президента КР о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях не позднее 3 дней со дня объявления (ст. 9 закона). Постановление принимается Жогорку Кенешем большинством из числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосами от общего количества парламентариев. У Жогорку Кенеша также имеются полномочия отменять чрезвычайное положение до истечения установленного срока.
И в постановлении Жогорку Кенеша КР и в Указе Президента КР о введении чрезвычайного положения должны быть указаны (ст.7 закона):
1) обстоятельства, послужившие основанием для введения такого положения;
2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
3) перечень и пределы чрезвычайных мер, установленных чрезвычайным положением;
4) исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, дополнительных обязанностей;
5) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
6) время вступления в силу акта, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение;
7) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов.
Вышеуказанные документы о введении чрезвычайного положения немедленно доводятся до сведения населения, включая оповещение через средства массовой информации.
Во время чрезвычайного положения запрещаются принятие конституционного закона, закона об изменении государственной границы, внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики, проведение референдумов и выборов в государственные органы, какие-либо изменения в структуре, функциях и полномочиях государственных органов, установленных Конституцией.
За нарушение требований, предусмотренных Законом КР «О чрезвычайном положении», наступает ответственность согласно законодательству КР.
Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси