Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Что журналисту необходимо знать

о доступе к информации?

(Цикл консультаций, касающихся права на доступ к информации).

Содержание

  1. Как государство обеспечивает право граждан на доступ к информации? (ст.6, 42, 31)
  2. Кто такой обладатель информации? (ст.3, 11)
  3. Обязательства обладателя информации по доступу к информации (ст.12, 13)
  4. Обязанности субъектов государственного сектора по реализации права на обеспечение доступа к информации (ст.32, 33, 34, 36, 39, 40, 41)
  5. Какая информация является общедоступной? (ст.7)
  6. Предоставление официальной информации (ст.22, 23)
  7. Перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению (ст.9)
  8. Ограничение права на доступ к информации (ст.8)
  9. Форма запроса и язык ответа (ст.14, 15)
  10. Требования к содержанию письменного запроса (ст.16)
  11. Порядок рассмотрения письменного запроса (ст.18, 19)
  12. Сроки предоставления информации по запросу и взимаемая плата за предоставление ответа (ст.17, 20)
  13. Основания для отказа в предоставлении информации (ст.8, 16, 21)
  14. Обжалование нарушений по обеспечению права на доступ к информации (ст.44-48)
  15. Ответственность обладателя информации за нарушения обязанностей по предоставлению информации

 

В соответствии со статьей 33 Конституции КР каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом (https://cbd.minjust.gov.kg/1-2/edition/1202952/ru).

С июля 2024 года вступил в силу новый Закон КР «О праве на доступ к информации» (https://cbd.minjust.gov.kg/4-5355/edition/11754/ru),  согласно которому государство гарантирует право каждого жителя страны на поиск, получение, хранение, использование и распространение информации, находящейся в ведении обладателя информации в любой форме и из любых источников, при соблюдении требований закона КР «О праве на доступ к информации» и иных нормативных правовых актов.  Порядок доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, определяется законом.

Принципы обеспечения и реализации права на доступ к информации основываются на  (1) законности; (2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации; (3) общедоступности, достоверности и полноты; (4) актуальности и своевременности; (5) равного доступа к информации; (6) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Лица, виновные в нарушении обязанностей по предоставлению информации или иных требований закона о праве на информацию, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством в сфере государственной гражданской и муниципальной службы и законодательством о правонарушениях (ст. 43).

  1. Как государство обеспечивает право граждан на доступ к информации? (ст. 6, 22, 42,31)

Закон предусматривает различные способы обеспечения права на доступ к информации. Основными являются:

1) предоставление информации по запросам;

2) опубликование, распространение информации о деятельности государственного и муниципального органа (в СМИ, в официальных печатных изданиях и на официальных сайтах в сети Интернет);

3) обеспечение доступа к документам и материалам государственного и муниципального органа в помещениях самого обладателя информации;

4) непосредственный доступ к фондам официальной информации у субъекта государственного сектора, в библиотечных фондах официальной информации, а также на официальных веб-сайтах госорганов и муниципальных органов в сети Интернет;

5) свободный доступ к открытым заседаниям коллегиальных органов субъектов государственного сектора;

6) проведение госорганами информационно-разъяснительной работы в СМИ по принятым решениям, в том числе о нормативных правовых актах, возлагающих новые обязанности на физических или юридических лиц, либо устанавливающих или усиливающих их ответственность;

7) иные способы, не запрещённые законодательством.

Каждый субъект государственного сектора должен проводить разъяснительную работу среди населения о правах граждан на доступ к информации, о способах реализации этого права, в том числе через СМИ и в сотрудничестве с гражданским обществом.

 

  1. Кто такой обладатель информации? (ст. 3, 11)

В новой версии закона появился новый термин – «обладатель информации». Он включает в себя — субъекты государственного и негосударственного сектора, соответствующие определенным критериям, указанным в законе.

К государственному сектору относятся государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, функционирующие на принципах оперативного управления, хозяйственного ведения или самофинансирования, а также иные юридические лица с государственной или муниципальной долей участия.

К негосударственному сектору относятся юридические лица:

— имеющие доминирующее положение на рынке товаров и услуг, обладающие специальным или исключительным правом на предоставление доступа к информации, касающейся условий предложения товаров и услуг, цен на них, а также изменений условий и цен;

— не имеющие государственной или муниципальной доли участия (запрашивать можно только в части информации, касающейся использования ими средств, выделенных из государственного бюджета для выполнения общественно полезных обязанностей).

Согласно закону «пользователями информации» являются физические или юридические лица, запрашивающие или использующие информацию. Субъекты государственного сектора сюда не относятся.

 

  1. Обязательства обладателя информации по доступу к информации (ст.12, 13)

Обладатель информации обязан исполнять все требования, установленные законом, в том числе:

1) соблюдать права и законные интересы пользователей информации, предоставлять им достоверную, точную и полную информацию, а также вести учет запросов на информацию;

2) систематически вести учет документов, находящихся в их ведении; а также принимать все меры по защите информации;

3) иметь специальные структурные подразделения либо ответственных лиц по обеспечению доступа к информации и содействовать пользователям информации в осуществлении их права на доступ к информации;

4) определять специальные места для работы пользователей информации с документами либо их копиями, а также предоставлять им право делать выписки из них, фотографировать, копировать, сканировать, записывать на любые носители информации и т.п.

Обладатель информации несет ответственность за обеспечение доступа к информации, находящейся в его ведении, включая обработку, систематизацию, анализ и контроль по удовлетворению запроса на информацию и предоставлению консультаций при оформлении запроса.

  1. Обязанности субъектов государственного сектора по реализации права на обеспечение доступа к информации (ст. 32, 33, 34, 36, 39, 40, 41)

Субъекты государственного сектора обязаны:

1) обеспечить достоверность и полноту предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков и условий ее предоставления;

2) создавать сайты в сети Интернет для размещения официальной информации о своей деятельности;

3) определить адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации;

4) проводить разъяснительную работу среди населения о правах граждан на доступ к информации и о способах реализации этого права;

5) организовать возможность получения по телефону кратких бесплатных справок относительно порядка реализации положений закона, в том числе уточнения предмета запроса о предоставлении информации, режима работы, порядка ознакомления с фондами официальной информации;

6) обеспечить условия для посещения своих заседаний и ежемесячно обнародовать на своем веб-сайте план проведения планируемых заседаний с указанием повестки заседания, даты, времени и места проведения не позднее чем за неделю до дня заседания;

7) соблюдать установленный законодательством порядок обнародования официальных документов;

8) формировать общедоступные фонды официальной информации и обеспечить к ним доступ общественности путем непосредственного личного ознакомления;

9) обеспечивать хранение официальных документов, содержащих информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с законодательством о праве на доступ к информации;

10) подготовить реестры официальных документов, и довести их до всеобщего сведения населению;

11) обеспечивать возможность бесплатного ознакомления и бесплатного электронного копирования документов и материалов, размещенных на веб-сайтах. Ответственность за достоверность электронных версий документов и иной официальной информации несут соответствующие субъекты государственного сектора.

12) направлять в библиотеки официальные доклады, информационные материалы, официальные справочные издания и иные документы, и материалы, которые находятся в их распоряжении для формирования общедоступных фондов официальной информации.

Государственный реестр судебных актов и сами акты, находятся в открытом доступе на специализированном сайте, за исключением судебных актов, доступ к которым ограничен.

  1. Какая информация является общедоступной? (ст. 7)

Информация является общедоступной, если доступ к ней не был ограничен в соответствии с законодательством. Такая информация может использоваться лицами по их усмотрению при условии соблюдения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также ограничений, установленных законодательными актами, на право распространения, использование либо иную обработку информации.

Обладатель общедоступной информации вправе требовать, чтобы любой субъект при распространении такой информации, указывал его в качестве источника информации.

  1. Предоставление официальной информации (ст. 22, 23, 34)

Основной способ предоставления официальной информации общественности осуществляется посредством ее обнародования на веб-сайте субъекта государственного сектора. Кроме веб-сайта государственный орган может дополнительно использовать и иные способы доступа к официальной информации. Этому посвящено несколько норм (ст. 22, 23, 34), где перечисляется различная информация, которая должна быть представлена общественности.

В качестве примера официальной информации можно указать:

1) нормативные правовые акты с соблюдением установленных   сроков и порядка опубликования;

2) информацию о принятии республиканского и местных бюджетов;

3) информационные разъяснения по принятым решениям, в том числе нормативным правовым актам, возлагающим новые обязанности на граждан, юридических лиц, устанавливающие или усиливающие ответственность;

4) ежегодные доклады о результатах работы;

5) ежегодные отчеты субъектов государственного сектора о результатах мониторинга и оценки эффективности и результативности нормативных правовых актов, а также отчетов о реализации государственных программ;

6) изменение ставок и порядка уплаты налогов и сборов;

7) о принятии правовых актов, связанных с управлением государственными имущественными объектами, распределением земельных ресурсов, по строительству объектов, находящихся в собственности иностранных юридических лиц;

8) о проведении тендеров на закупку товаров и услуг;

9) о текущих решениях и официальных событиях субъекта государственного сектора;

10) иные информационные материалы.

Полный перечень и тексты всех нормативных правовых актов, действующих на территории республики, размещены в централизованном банке данных правовой информации, доступ к которому осуществляется через веб-сайт субъекта государственного сектора, определяемого Кабинетом Министров КР. Порядок работы централизованного банка также утверждается Кабинетом Министров КР.

Субъект государственного сектора должен обеспечить возможность бесплатного ознакомления и бесплатного электронного копирования документов и материалов, размещенных на его веб-сайте. Ответственность за достоверность электронных версий документов и иной официальной информации несет соответствующий субъект государственного сектора.

Информация на веб-сайте субъекта государственного сектора должна предоставляться на государственном и официальном языках.

  1. Перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению (ст. 9)

В законе определен перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению. Сюда относится информация:

— об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности населения;

— о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства и преступности;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о фактах совершения актов терроризма и экстремизма;

— о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;

— о нарушениях закона субъектами государственного сектора и их должностными лицами;

— о размерах золотовалютного резерва Национального банка КР, экспорте/импорте золота;

— о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;

— о текущем состоянии государственного долга, расходах на содержание госорганов и органов местного самоуправления и должностных лиц, а также о расходах из резервных фондов.

— о декларации, доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности;

—  о загрязнении воздуха, состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и предметов быта;

— о владении, пользовании или распоряжении государственным, муниципальным имуществом, условиях получения имущества, наименованиях юридических лиц, получивших это имущество, в том числе к копиям соответствующих документов;

— о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе к информации, находящейся в архивах, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законами в сфере защиты государственных секретов Кыргызской Республики;

— о генеральных планах населенных пунктов;

— о лицах, оказывающих финансовую и иную помощь государственным органам, органам местного самоуправления при наличии согласия этих лиц.

  1. Ограничение права на доступ к информации (ст. 8)

Согласно Конституции КР (ст.10) перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации устанавливается только законом. Ограничение устанавливается в той мере, в какой это необходимо в целях защиты:

— национальной безопасности,

— общественного порядка,

— охраны здоровья и нравственности населения,

—  прав и свобод других лиц.

Для принятия закона по ограничению права доступа к информации должны соблюдаться определенные условия:

— исключительно для выше указанных целей, а также для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально;

— и, если разглашение информации может нанести существенный вред целям, указанным выше.

К информации ограниченного доступа относятся:

1) конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов государственного сектора. Обладатели информации, владеющие конфиденциальной информацией, могут распространять ее лишь с согласия лиц, которые ограничили право на доступ к информации.

2) секретная информация — разглашение которой может нанести вред лицу, обществу и государству (государственные секреты, профессиональная, банковская тайна, тайна следствия или иная тайна, предусмотренная законом);   

3) служебная информация — содержится в документах субъектов государственного сектора, представляющих внутриведомственную служебную корреспонденцию, а также собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственным секретам.

По отношению к нижеуказанной информации устанавливается ограничение права на доступ:

1) о государственных секретах, определенных законом о защите государственных секретов;

2) персонального характера, определенного законом об информации персонального характера;

3) об оперативно-розыскной, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, о производстве по уголовному делу в случаях, установленных законом в сфере оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальной деятельности;

4) содержащей охраняемую законом тайну (коммерческую, банковскую, нотариальную, врачебную, адвокатскую и другую);

5) об индивидуальных данных, применяемых при разработке, производстве и распространении официальной статистики, определенных законодательством об официальной статистике.

Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется только та часть информации, доступ к которой не ограничен. Информация, которая уже находится в открытом доступе, не подлежит засекречиванию, несмотря на любые ограничения, которые к ней применяются.

Перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации, определяется в соответствии с законодательством об электронном управлении.

 

9.Форма запроса и язык ответа (ст. 14,15)

Запрос бывает:

1) устный (это непосредственное обращение к обладателю информации или по телефону либо через интернет);

2) письменный (запрос, который доставлен непосредственно обладателю информации лично заявителем либо через курьера, отправлен через почту либо по электронным каналам связи.

Если истребуемая информация существует на двух и более языках, то ответ предоставляется на языке самого запроса. В случае если ответ на устный запрос не удовлетворил заявителя, то ему должны разъяснить другие существующие способы получения информации.

10.Требования к содержанию письменного запроса (ст.16)

В письменном запросе к обладателю информации в обязательном порядке необходимо указывать:

1) наименование органа, но если известны инициалы должностного лица – тоже указать;

2) четкое описание запрашиваемой информации, чтобы обладатель информации смог определить какого рода нужна информация заявителю и владеет ли он ее;

3) для физических лиц — ФИО, контактные данные в зависимости от способа получения ответа (это может быть почтовый или электронный адрес);

4) для юридических лиц — указать наименование юрлица или филиала (представительства), и контактные данные в зависимости от предпочтительной формы получения ответа;

Заявитель не обязан указывать причины своего запроса. Однако он может предоставить любую другую информацию, которая, по его мнению, может помочь в обработке его запроса.

Запрос может быть в свободной (произвольной) форме либо воспользоваться утвержденной обладателем информации типовой формой бланка для запроса. Полученный запрос обладатель информации обязан зарегистрировать.

 

  1. Порядок рассмотрения письменного запроса (ст.18, 19, 20)

Каждый запрос на получение информации соответствующим образом регистрируется обладателем информации в день его поступления. Далее передается ответственному лицу для исполнения запроса.

Ответы на письменные (электронные) запросы должны быть полными, исключающими необходимость повторного запроса. Такой ответ должен включать в себя:

1) информацию о выполнении запроса с краткой формулировкой предмета запроса, а также перечень предоставляемой информации и документов. Обязательно указывают ФИО и должность исполнителя запроса, дату подписания ответа;

2) копии истребуемых документов, справки, необходимые ссылки на электронные версии документов на веб-сайте обладателя информации либо доступные в сети Интернет;

3) информацию о размере и порядке взимания платы за предоставление информации (при необходимости);

4) основания, сроки и порядок обжалования ответа на запрос с указанием наименования и контактных данных органов, уполномоченных рассматривать жалобы о нарушениях норм закона о доступе к информации.

Если запрашиваемые документы были обнародованы, то ответственное лицо за подготовку ответа, вправе указать отсылку к соответствующему источнику обнародования информации и его реквизиты.

В случае, если запрашиваемая информация находится в ведении другого обладателя информации, то запрос в течение трех рабочих дней пересылается этому обладателю. Заявитель об этом уведомляется.

 

  1. Сроки предоставления информации по запросу и взимаемая плата за предоставление ответа (ст.17, 20)

Ответ на письменный (электронный) запрос предоставляется в срок не более 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения запроса и заканчивается в день отправки ответа (доставки в почтовое отделение, вручения лично заявителю, его курьеру или представителю, либо отправки в электронном виде). Обладатель информации вправе дополнительно продлить срок для ответа на запрос еще на 10 рабочих дней, письменно уведомив заявителя с указанием причины отсрочки.

В случае если запрос перенаправляется другому обладателю информации, то отсчет срока начинается со дня получения запроса этим обладателем информации.

Подготовка ответов на запросы осуществляется обладателями информации бесплатно. Однако если прилагаемые копии документов, превышают пятнадцати страниц, то обладатель информации может взимать плату, не превышающую себестоимость копировальных услуг. Социально уязвимая категория населения освобождается от оплаты.

Непредставление ответа на запрос в установленные законом сроки или отсутствие уведомления о продлении срока предоставления ответа считается отказом в доступе к информации.

  1. Основания для отказа в предоставлении информации (ст. 8, 16, 21)

Обладатель информации вправе отказать в предоставлении информации в следующих случаях, если:

1) информация относится к категории ограниченной информации в соответствии с законом о праве на доступ к информации (ст.8);

2) запрашиваемая информация не находится в ведении обладателя информации;

3) запрос не соответствует требованиям, предусмотренным в законе (ст.16);

4)  такой же запрос от того же заявителя или запрос существенно совпадает с таким же запросом, который уже рассматривает другой обладатель информации, или по нему был дан ответ в течение последних трех месяцев.

Отказ должен содержать следующие сведения:

—  четкое основание отказа со ссылкой на конкретные нормы законодательства, краткое описание запрашиваемой информации, ФИО и должность лица, ответственного за предоставление ответа;

— разъяснение порядка обжалования ответа на запрос с указанием сроков и уполномоченных органов по рассмотрению жалобы о нарушении норм закона.

 

  1. Обжалование нарушений по обеспечению права на доступ к информации (ст. 44-48)

Любые нарушения требований законодательства о праве на доступ к информации, включая отказ в предоставлении информации, либо иные действия или бездействия, а также любые решения обладателей информации, могут быть обжалованы в порядке и сроки, предусмотренные законом о праве на доступ к информации.

Незаконные действия обладателя информации могут быть обжалованы по выбору пользователя информации:

— подготовить письменную жалобу вышестоящему органу (должностному лицу) или Акыйкатчы (Омбудсмену) КР в течение 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о совершении обладателем информации о нарушении закона о праве на доступ к информации либо вручения ему обжалуемого решения.

— обратиться в Административный суд для обжалования принятого решения вышестоящим органом  по его жалобе в порядке, установленном Административно-процессуальным Кодексом Кыргызской Республики.

Жалоба пользователя информации должна быть рассмотрена вышестоящим органом или должностным лицом в срок не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем получения жалобы.

 

  1. Ответственность обладателя информации за нарушения обязанностей по предоставлению информации

В соответствии со статьей 413-1 Кодекса о правонарушениях КР (https://cbd.minjust.gov.kg/3-36/edition/2102/ru) установлена ответственность за нарушение обязанностей по предоставлению информации (неправомерный отказ в доступе к информации, несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверной информации) в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере 50 расчетных показателей.