Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Телеканал «Пирамида» объявил в пятницу, что меняет свой формат вещания и будет с наступившей недели дважды в неделю показывать в прямом эфире заседания Жогорку Кенеша. Учредителем канала в настоящее время является Фонд управления государственным имуществом, а в 2013 году властями было принято решение о создании на базе «Пирамиды» телеканала «Культура-История-Язык».

Кроме показа заседаний парламента, а также передач «Парламентский еженедельник» и «Уроки парламентаризма», эфир «Пирамиды» будет также предоставляться для размещения программ о деятельности других государственных органов – аппарата президента и правительства – которые будут изготавливаться на их технической базе. Какой объем эфира будут занимать такие программы и будут ли власти компенсировать неизбежные коммерческие потери, еще неизвестно.

То есть фактически создается еще один правительственный телеканал, который пополнит ряды других, которые формально являются как бы частными или общественными, имеют собственные частоты и даже свою редакционную политику, а на самом деле под разным соусом проводят единую информационную политику, заключающуюся в одной мысли – хвалить и превозносить действия и планы властей.

Более или менее полноценно в Бишкеке через свободный эфир вещают только несколько телеканалов. Общественный первый канал давно перестал соответствовать своему названию, несмотря на наличие при нем наблюдательного совета и на то, что его собственная редакционная политика гласит, что ОТРК «действует независимо от государственных, частных, коммерческих, религиозных и других интересов».

Со вторым общественным телеканалом – ЭлТР, – который ранее гордился своим «народным» статусом, поступили более честно – специальным решением правительства от 16 марта прошлого года он официально потерял статус общественного и стал государственным, после чего прошел перерегистрацию в Минюсте. Статусом канал наслаждался менее 10 лет – указ о нем вышел 10 декабря 2005 года.

«Пятый канал», национализированный решением временного правительства 20 мая 2010 года, затем было решено превратить в парламентское телевидение. Специальный закон об этом, преодолев вето президента Розы Отунбаевой, Жогорку Кенеш принял 22 сентября 2011 года, но что затем стало с этим решением, знают, наверное, только руководство канала и аппарат президента.

Сразу после принятия закона телеканал заявил, что пока депутаты не представят план развития парламентского телевидения, канал будет работать в прежнем режиме, он это делает и до сих пор. У канала были многомиллионные долги за распространение сигнала, и, судя по тому, каким все более лояльным к власти становится контент канала, долги, видимо, реструктурированы или прощены.

Такое вот «государственно-частное партнерство», как партнерство удава с кроликом, или всадника с лошадью, причем корм лошадь должна искать и находить сама. Она сама и кормится, и даже больше, ведь реклама на телевидении – самая прибыльная вещь в медиаиндустрии, но почему телеканалы вдруг оказываются в долгах и как они строят свою редакционную политику – вопрос непростой.

Два других телеканала – НТС и НБТ – изначально обходят стороной большую политику, чтобы не испортить себе, как говорится, некролог – бизнес есть бизнес. Когда предприниматели метят в политику, они, в первую очередь, должны продумать пути отхода и пути выхода на финишную прямую. Если вам придется сойти с дистанции еще до того, как завершили последний вираж, значит, бизнес-план изначально не был тщательно продуман.

Вся эта методика давно отработана на таких газетах, как «Слово Кыргызстан», «Кыргыз туусу» или «Эркин тоо», – правительство их не особенно субсидирует, но является полным хозяином, это, можно сказать, кыргызское ноу-хау. Однако здания, типографские услуги, коммуникации – это тоже что-то значит. Так существуют и областные, и районные газеты – добывают средства на существование сами, а информполитика – белодомовская.

Примерно в этом же ключе будет, наверное, разрабатываться и новая концепция информационной политики, за формулировку которой берутся как раз после получения контроля как над основными СМИ в стране, так и над всем в государстве – от мелкотравчатого бизнеса до парламента в парламентской республике. Что может быть более единым, чем когда никто ничего не может и не желает возразить власть имущим?

В таком едином пространстве тех, кто пытается проводить хоть какую-то независимую политику, легко можно разгромить кнутом подконтрольных судов, а тех, кто поддакивает власти и снимает сюжеты и анонимные спецрепортажи против тех, на кого укажет власть, нарушая все редакционные и этические нормы, можно еще сильнее привязывать к себе пряником государственных наград.

Для некоторых же СМИ наградой становится уже то, что они продолжают существовать, подстраиваясь под изгибы еще не сформулированной, но уже дано существующей информационной политики, которая «герой – дома, никто – в бою». Она в состоянии лишь громить свои СМИ и выстраивать их перед собой в нужный строй, однако против информационной войны извне ничего противопоставить не может.

Основные газеты и телеканалы в последние годы превращаются просто в глашатаев власти и лакировщиков действительности, каковыми они были и в советское время – вроде СМИ есть, но читать и смотреть особенно нечего. В те времена все их воспринимали как провинциальные, сейчас они имеют статус независимых и национальных, но скатываются именно в провинциальность.

Мы превозносим до небес то, что оказываемся в рейтингах свободы слова чуть выше других стран региона, и снисходительно смеемся над чиновниками и журналистами соседних государств за то, что они ни слова не могут сказать против власти, а сами делаем то же самое и в том же направлении. Просто амплитуда другая, но от этого лесть и ложь не теряют своего качества. Это «чуть выше» или «чуть ниже» не меняют основное свое качество и суть – «несвободу».

В истории независимого Кыргызстана бывали периоды, когда та или иная газета или другое какое СМИ становились лидером и эталоном смелости и свободы слова в стране – такая роль в разное время выпадала на газету Res Publica, радио «Азаттык», потом газету «Дело номер…». Но надолго их не хватало как раз потому, что тянуть в одиночку лямку общественной миссии, когда остальные только смотрят со стороны и злорадствуют, не так-то просто.

Именно вот эта неспособность к объединению с коллегами, которые воспринимаются только как конкуренты, нежелание поддерживать здоровые начинания без команды сверху, нелюбовь ко всему, что изобретают другие, и не дает возникнуть здоровому сообществу СМИ. В определенный период и телеканал «Пирамида» имел лидирующую роль в медиасфере страны, однако, опять же, повторил все-таки в прошлом году в своем эфире навязанные властью анонимные спецрепортажи.

Телеканал был прибран к рукам под предлогом создания на его базе нового СМИ, широко освещающего вопросы культуры, истории и языка, однако затем в декабре 2014 года было решено создавать новый канал «Маданият-Тарых-Тил» на базе интернет-канала ОТРК «Маданият». Так что первый независимый в стране телеканал «Пирамида», отмечающий в текущем году свое 25-летие, за эти годы успешно превращен в государственный. И это еще не предел.

http://zanoza.kg/doc/333374_smi_i_vlast:_partnerstvo_vsadnika_s_loshadu.html