Суды Кыргызстана начали рассматривать дела о лайках в социальных сетях. И не просто рассматривать, а выносить приговоры.
В мае 2016 года Ошский городской суд признал жителя Кара-Суу Абдуллоха Нурматова виновным в распространении материалов экстремистского содержания и приговорил его к трем годам лишения свободы с применением условного наказания с испытательным сроком на один год.
Абдуллох Нурматов на своей странице в «Одноклассниках» перепостил несколько материалов, посвященных запрещенной в Кыргызстане религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», в том числе и касающихся судов над членами этой организации.
Когда ты оказался случайно не в том месте
Суд второй инстанции оставил приговор в силе. 10 апреля 2018-го Верховный суд рассмотрел надзорную жалобу и также оставил вердикт в силе.
В августе 2015 года к 20-летнему Абдуллоху Нурматову подошли сотрудники милиции и сказали, что он попал на видео во время съемки при обыске в доме имама местной мечети «Ас-Сарахсий» Рашота Камалова. Правоохранники объяснили, что им нужны его свидетельские показания.
По словам очевидцев, в тот день возле дома имама собралось несколько сотен жителей. Абдуллох Нурматов тоже. Он отказался сесть в машину милиционеров. Тогда его увезли насильно.
В УВД Оша к нему применили пытки. Он не выдержал и отдал пароль от личной страницы в социальной сети «Одноклассники».
Признания под пытками
Позже Абдуллох Нурматов рассказал, что его избивали шестеро сотрудников милиции. Он трижды терял сознание и стал плохо слышать. Он добавил, что его заставляли поговорить по телефону с кем-то, кто якобы находился в Сирии, и снимали это на видео.
В это время адвокат Валерьян Вахитов не мог попасть к подзащитному. Он писал письма о воспрепятствовании адвокатской деятельности в Генеральную прокуратуру и Национальный центр по предупреждению пыток.
Только спустя несколько часов адвоката пустили к Абдуллоху Нурматову. Молодого человека выпустили из милиции за полночь.
Он обратился за медицинской помощью. Диагноз, поставленный врачами, — «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей височной области слева, посттравматический отит слева».
После избиения в милиции Абдуллох Нурматов оглох на одно ухо.
В заключении судебной психолого-психиатрической экспертизы указано, что после пыток у Абдуллоха Нурматова развилось депрессивное расстройство, парень «склонности ко лжи не имеет», «степень страданий для испытуемого была существенной». Последствия пыток остаются на всю жизнь.
Нарушений — тьма
Адвокаты выявили множество процессуальных нарушений, за которые так никто и не был привлечен к ответственности. Например, за воспрепятствование адвокатской деятельности, недопуск адвоката к подзащитному, незаконное изъятие личной информации у Абдуллоха Нурматова без соответствующего судебного акта, за применение пыток…
Адвокаты обращались, и не раз, во все органы, но везде получали отказы, которые обжаловали снова и снова.
В начале сентября против Абдуллоха Нурматова возбудили уголовное дело по статье «Хранение и распространение экстремистских материалов». Его задержали.
В мае 2016 года парня осудили на год условно.Все это время семья находилась под вниманием правоохранительных органов. Абдуллох Нурматов не имел постоянной работы. Иногда занимался пошивом обуви — масы, но это был сезонный заработок. Выехать на работу в другую страну не мог — в прошлом году закончился срок условного осуждения.
Работа по защите его прав продолжается. Адвокаты подали надзорную жалобу по основному обвинению подзащитного.
Валерьян Вахитов в надзорной жалобе просил суд отменить приговоры двух инстанций и прекратить производство по делу Абдуллоха Нурматова в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления. Но Верховный суд не поддержал жалобу и оставил обвинительный приговор в силе.
Дело Абдуллоха Нурматова вызвало широкий общественный резонанс, так как его процесс был одним из первых по осуждению граждан за деятельность в социальных сетях.
До этого мало кто задумывался о возможности быть осужденным за лайки и перепосты. Напомним, соответствующее законодательство уже ужесточено. В 2019 году вступит в действие новый Уголовный кодекс КР. Согласно изменениям, статья 315 звучит так: «Изготовление, распространение, перевозка или пересылка экстремистских материалов либо их приобретение с целью распространения, использование символики или атрибутики, а также посредством сети Интернет…»
Эксперты без доверия
Большой вопрос вызывают и так называемые заключения сотрудников Госкомиссии по делам религии, которые становятся основой обвинения и наказания. Например, по делу Нурматова заключение давал сотрудник госкомиссии Канатбек Абдыраимов. Но это учреждение не является судебно-экспертной организацией согласно официальному ответу Центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции КР.
Канатбек Абдыраимов имеет образование преподавателя арабского языка. В своих выводах он указал, что представленные материалы противоречат конституционному строю и нормативно-правовым актам КР. Но он не правовед для таких заключений, что неоднократно подчеркивали адвокаты. В экспертизе нет данных об используемых методах, нет ссылок на научную литературу и другие источники.
В обвинении Абдуллоха Нурматова говорится о распространении экстремистских материалов. Его адвокат акцентирует, что вменяемые его подзащитному материалы суд не признал экстремистскими, что свидетельствует об отсутствии состава преступления.
Подобная практика характерна для многих дел, связанных со статьей о хранении и распространении экстремистских материалов. Были дела, в которых граждане получали наказание за хранение литературы без цели распространения.Ставить лайки в социальных сетях теперь жизненно опасно.