Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Что дает диалог государства с населением? Как минимум стабильность в стране, т. к. снижение количества слухов и «информационных дыр» уменьшает социальное напряжение.

«Понятность и предсказуемость власти, с одной стороны, коммуникация действий, направленных на усиление безопасности (в широком понимании – от военно-политической до бытовой), – с другой являются ключевым фактором для формирования большего доверия со стороны общества. Большее доверие повышает эффективность как властных, так и общественных институтов» — так более научно объясняют необходимость улучшения госкоммуникаций международные эксперты ОБСЕ по коммуникациям.

Пока государственные коммуникации не отвечают требованиям, которые диктует само время. Но начатые в Кыргызстане инициативы по реформе пресс-служб могут стать одним из кирпичиков по построению необходимого диалога между властью и обществом.

Хаос в информационной политике

Исследования местных и зарубежных специалистов, занимающихся коммуникациями, показали, насколько велика пропасть между обществом и государством, которое медленнее реагирует на развитие информационных технологий, чем это нужно населению. Впрочем и исследования не нужны, чтобы это понять. Проблему отсутствия единой информационной политики и приемлемого взаимодействия государства со СМИ и обществом чувствуют и журналисты, и население. Хотя чем стремительнее развиваются технологии, тем оперативнее должны предоставлять информацию госорганы.

«Ситуация давно изменилась, и власть не владеет монопольным правом на информацию. Госорганы и их пресс-службы играют на уже сформированном рынке информации и очень часто сообщают что-то вдогонку, оказываясь в позиции оправдания. Госорганам необходимо понимать, что на рынке информации есть конкуренты, и довольно сильные, поэтому играть необходимо на опережение», — отмечает Динара Суймалиева, директор МТРК «МИР».

В Кыргызстане же в последние годы в некоторых госучреждениях произошел даже откат в этом направлении. Все чаще чиновники начинают работать только после письменных запросов за подписью редакторов СМИ. Более того, ответы присылают не по электронной почте, а прибегают к услугам «Кыргызпочтасы».

Для госслужащих все большую роль играют подстраховка и избежание ответственности за сказанное журналистам в беседах или по телефону, поэтому они стали в последние несколько лет все чаще общаться посредством бумажной переписки.

При этом чиновникам, призванным держать на пульсе все проблемы общества, часто невдомек, что практика односторонних коммуникаций не работает. Необходим диалог с населением, которое должно иметь свободный доступ к достоверной информации о реформах.

Но справедливости ради нужно отметить, что у пресс-секретарей серьезно возросла нагрузка. А учитывая, что в некоторых госучреждениях такой должности вообще нет, то и не стоит ожидать открытости самого ведомства.

На одном из последних круглых столов, посвященных теме взаимодействия СМИ и пресс-служб госорганов, подчеркивалось, что сами госорганы должны формировать новостные поводы, создавать повестку дня, не ждать при этом, когда же им позвонит журналист, не тратить все рабочее время на опровержение каких-нибудь сведений. И что важно – помнить, что банальную рассылку пресс-релизов сегодня уже нельзя назвать коммуникациями, которые отвечают требованиям времени.

Если привести немного статистики, то, по данным директора фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиевой, 80% министерств и ведомств не делятся информацией с другими госорганами. Естественно, это ослабляет взаимодействие между госорганами, выработку единой информационной политики. Более того, приводит к тому, что разные ведомства могут давать довольно противоречивую информацию и куски текста, которые по смыслу являются частями для одного пресс-релиза или выступления. Это приводит к тому, что у аудитории нет целостного понимания происходящего.

По данным проведенного исследования, 75% пресс-служб подчиняются напрямую министру, который является выдвиженцем какой-либо фракции, а потому пресс-секретари зачастую являются PR-менеджерами одного из руководителей. Вследствие этого они не могут качественно выполнять свою прямую задачу. Можно подобрать массу других фактов, свидетельствующих о том, что низы не ведают, что творят верхи.

Старт реформ

Для изменения ситуации необходимо внедрение новых подходов к работе подразделений, обеспечивающих связь с общественностью. Важно, чтобы у руководителей госорганов появилось понимание важности коммуникаций. Об этом не раз говорил премьер-министр Джоомарт Оторбаев.

«Пресс-службы – центральное звено системы эффективных коммуникаций между населением и органами власти. Но вопрос не только в реформе пресс-службы. Необходимо менять всю деятельность министерств и ведомств. Потому что зачастую все письма приходят в общий отдел, распределяются по другим отделам, а пресс-секретари об этом не ведают и не могут дать точную информацию, которую от них требуют. Нужно, чтобы пресс-секретарь имел статус, полномочия и возможности, чтобы у него был доступ во все отделы и ему могли оперативно отвечать. Также нужно менять представление руководителей министерств и ведомств о том, какую роль в их работе должна играть коммуникация», — считает Татту Мамбеталиева.

Ожидается, что одним из первых шагов реформы должно стать разграничение функции пресс-секретаря и руководителя коммуникационного подразделения. Пресс-секретарь при этом должен стать больше доверенным человеком главы ведомства. Руководитель пресс-службы – заниматься освещением работы самого министерства.

За последние несколько лет рейтинг Армении в международных индексах свободы доступа к информации значительно вырос, а закон о свободе информации до сих пор является одним из прогрессивных в Евразии. Принятый в 2003 году Закон «О свободе информации» заложил курс на открытость и фактически произвел реформу системы коммуникаций, которая сегодня позволяет армянским ведомствам быть максимально оперативными.

На протяжении 11 лет существования закона в Армении многие госорганы и должностные лица стали более ответственно относиться к проблеме информирования общественности. Несмотря на существенно сокращенные сроки предоставления запросов на информацию — пять дней — министерства обрабатывают ежегодно до десятков тысяч запросов в год. Большую роль в данном процессе сыграло введение в законе отдельной должности. Специалист, по сути, является «голосом» министерства и координирует все коммуникационные каналы. Для личного пиара многие министры нанимают личных пресс-секретарей, а выстраиванием взаимодействия министерства с населением занимается ответственный за свободу информации.

Ежегодно в стране проводится конкурс наиболее открытых государственных учреждений. Лучшие награждаются золотым ключом. Самой закрытой структуре отсылают ржавый замок с маленьким ключом в придачу.

Как один из первых шагов, с подачи ОБСЕ, в Кыргызстане был инициирован законопроект по повышению оперативности пресс-служб, но он может не сработать, если не будет значительно усилена роль существующих коммуникационных отделов. При этом правительству внутри себя еще предстоит выработать четкие стандарты работы пресс-служб, сделать повышение квалификации пресс-секретарей постоянной практикой.

Начали в Кыргызстане работать и над тем, чтобы повысить статус самого пресс-секретаря до уровня, например, советника министра. Таким образом, пресс-секретари смогут внутри ведомства получить нужную для СМИ информацию с меньшими бюрократическими препонами.

«Создание сильных коммуникационных отделов могло бы решить поставленные в президентской Нацпрограмме по устойчивому развитию задачи: гарантировать качественный доступ к правительственной информации и информирование общественности для обеспечения прозрачности работы правительственных структур», — не унывает руководитель отдела информационного обеспечения аппарата правительства Гульнура Торалиева.

Международная практика показывает, что построение эффективно работающих коммуникационных отделов сулит немало преимуществ.

Для государства это — повышение доверия населения, ощутимое снижение рисков для стабильности, безопасности, а также улучшенные внутриведомственные коммуникации. Население же получит более эффективное и оперативное информирование о направлениях госполитики. Важным является усиление обратной связи.

Проще говоря, внутри самих министерств будут быстрее рождаться информация и ответы на запросы СМИ и граждан. Государство начнет информировать население более системно, чтобы после какого-нибудь заявления не появлялось еще больше вопросов. Ознакомившиеся с ситуацией кыргызстанцы станут менее агрессивными, когда до глубинки доедут большие начальники. Ведь когда человек понимает, что происходит, он гораздо более спокоен, при этом способен принимать более рациональные решения. Именно обеспечение своевременного и полного доступа к необходимой информации позволяет добиться этих целей. Но без желания самих чиновников работать над собой и реформировать свои пресс-службы такую идеальную картину мира, конечно, не построить…

В центре внимания.

http://www.vb.kg/299064