Повествование ведется от лица сооснователя Kloop.kg Рината Тухватшина и содержит исключительно его личное мнение.
У меня есть мечта…
Я хочу, чтобы каждый кыргызский подросток знал поименно всех самых крутых программистов в стране. Как в Бразилии дети знают имена футболистов национальной сборной.
Что же мешает моей мечте осуществиться?
Во-первых, крутые программисты из Кыргызстана общаются в своих кругах и неохотно идут на контакт с прессой, а когда выступают, понять их не всегда просто. Они ездят на велосипедах, а заработанные деньги в основном тратят на путешествия, образование, горы, новые проекты. Их сложно заметить в толпе, не то что зарвавшегося чинушу на джипе с охранниками.
Но это все полбеды, такими наших программистов сложно заметить, но легко полюбить.
Вторая часть проблемы заключается в наших СМИ. Кыргызские журналисты любят громкие истории про немного сумасшедшие стартапы, попадания в списки Форбс и завоевания внешних рынков. Но к сожалению, эти истории единичны. Даже в Кремниевой Долине успех среди стартапов, интересных венчурным инвесторам, обычно равен не более одному проценту.
В погоне за сенсацией местные журналисты забывают про десятки программистов и других айтишников, которые делают нашу жизнь лучше и удобнее каждый день.
Например, у вас появилась возможность вызвать такси через приложение? Значит кто-то это приложение написал. Причем, написал не только приложение, но и кучу другого софта, который помогает взаимодействовать с таксистами, находить машины на карте поблизости.
Вы заказали еду через сайт? Здесь тоже сработали программисты. Нашли скидку в интернете, тоже они. И зачастую, это работа именно наших кыргызских ребят и девчат.
При этом, я не помню ни одной статьи в СМИ (по крайней мере на Kloop.kg), где бы бесплатно, без договора о медиа-партнерстве, освещался запуск наших кыргызских софтверных проектов, нацеленных на внутренний рынок.
Логика здесь такая: хотите, чтобы мы упомянули ваш брэнд или ваш продукт — платите. И плевать, что этот продукт улучшит жизнь десятков тысяч кыргызстанцев.
При этом практически все наши СМИ с радостью освещают выход на рынок флагманов Apple и Samsung.
Я тоже сначала отнесся с большим скептицизмом к запуску нового продукта от Намбы. Когда я придушил в себе сноба и сказал в редакции, что мы будем освещать запуск Namba One, все хотели знать, сколько мне заплатили. А вот нисколько!
Намба уже много лет меняет жизнь в Кыргызстане к лучшему. Их проектами пользуются тысячи человек, причем не бесплатно. Для меня они важнее нового устройства от Samsung и Apple вместе взятых. Потому что они наши.
Это не реклама. Нам не платили за этот пост.
P.S. Если вы знаете про запуски других интересных продуктов в Кыргызстане, свяжитесь с нами. Мы готовы это осветить.