В связи с волной исков против независимых СМИ и журналистов нам надо запомнить некоторые имена. Кроме генерального прокурора, которая подписала все пять исковых заявлений, это – судья Ленинского райсуда Бишкека Жылдыз Жумабаева, а также Октябрьского суда Болотбек Абдуллаев, Гульчехра Оморова, Альбина Жээнбекова, Мирзат Авазов и Кымбат Архарова, которые рассматривают эти дела.
Кроме них, свою лепту уже внесли судьи городского суда Эрмек Бейсекеев, Ирина Скрипкина, Аида Манжиева, Бермет Толубаева, Акматали Алибаев, Лилия Фахриддинова и Назгуль Илиязова, которые отклонили абсолютно все ходатайства адвокатов ответчиков – от блокировки статей на сайте Zanoza.kg до ареста имущества и запрета обвиняемым выезжать за пределы республики.
Отличились и некоторые судьи Верховного суда, которые не усмотрели в этом никакого нарушения юридических процедур, – Дильбар Кульматова, Маргарита Мельникова, Жамалкан Исакова, Турсунгуль Чаргинова, Болотбек Батыралиев и Памирдин Жумагулов. Хотя если имущество уже арестовано и его стоимость покрывает сумму иска, зачем еще человеку запрещать выезжать из страны?
Но главная тяжесть ложится все же на судей, поэтому они и допускают кое-что. Например, Гульчехра Оморова, объявляя 9 июня определение по поводу отказа от приостановления процесса в связи с тем, что именно по этому вопросу ходатайство группы граждан принято 3 мая к производству в Конституционной палате, написала, что ответчиками по данному иску являются Таалайгуль Токтакунова и Канат Азиз.
Но они таковыми по этому иску не являются. Отвечают по данному конкретному делу фонд «ПроМедиа», запустивший в 2015 году интернет-портал Zanoza.kg, и один из двух учредителей этого фонда – Нарын Айып, который пишет также и статьи, публикуемые на портале под рубрикой «Блоги», то есть это чисто его личное мнение, которое может и не совпадать с мнением редакции.
Но кого это волнует в авторитарной стране? И какая разница, кто выступает с критикой руководителей этого государства? Главное для власти то, что кто-то еще смеет критиковать, а значит, гайки еще не совсем закручены. Их всех надо остановить, осудить, наказать, кто бы они ни были и где бы что ни говорили – хоть на сайте, хоть на каких бы то ни было пресс-конференциях.
Токтакунова и Азиз провели 1 марта 2017 года пресс-конференцию и рассказали о том, кому принадлежал груз на «Боинге», разбившемся 16 января. Оморова также упоминает в определении ГД-1386/17.Б2 от 9 июня в качестве третьего лица ОсОО «АКИ Кыргызстан», хотя оно тоже к этому делу никакого отношения не имеет. Но именно это агентство проводило ту пресс-конференцию и проходит третьим лицом в другом деле, в котором «ПроМедиа» выступает соответчиком.
Агентство анонсировало эту пресс-конференцию: «Юристы партии заявляют, что известна истинная причина ареста О. Ч. Текебаева. Важная информация! Участники: юристы партии «Ата Мекена» Таалайгуль Токтакунова и Канатбек Азиз». Полное видео со встречи продолжительностью 24 мин. 50 сек. до сих пор расположено на сайте агентства в разделе «Пресс-центр АКИпресс», и это никого не смущает.
Оно не смущало никого ни тогда, ни после вплоть до сегодняшних дней, но некоторые СМИ, которые осмелились опубликовать отрывки из выступления Токтакуновой и Азиза, подозреваются в преступлении. Причем иск против «Азаттыка», который обвинялся, что даже заголовок его новости «Юрист «Ата Мекена»: Задержание Текебаева связано с его визитом на Кипр», не соответствовал действительности, уже отозван. Чего смущаться-то?
Любой человек, хоть в Кыргызстане, хоть в Австралии, может открыть сайт АКИпресса и в новостях за 1 марта (время 12:14) просмотреть всю пресс-конференцию без купюр, а вот Zanoza.kg, которая процитировала некоторые высказывания Токтакуновой и Азиза, подпадает под суд. Разве не сюрреализм – отрывок тяжелее целого?
Само агентство объясняет это тем, что они просто предоставили площадку для кого-то, но сами новость про эту пресс-конференцию не писали и на ленте не публиковали. Но видео можно посмотреть как раз на ленте новостей. И кто все это организовал? Одно дело, когда какой-либо отель предоставляет зал для какого-либо собрания, но здесь агентство и зал предоставило, и саму встречу организовало, пригласив журналистов.
Однако не это даже главное – за освещение пресс-конференции подают в суд выборочно, при этом организаторы события остаются в стороне, а из числа обвиняемых так же выборочно кто-то исключается. Но еще бóльший сюрр состоит в том, что судья, рассматривающий совершенно другое дело по статье от 22 октября 2015 года, включает в устанавливающую часть своего определения именно этот эпизод с Токтакуновой и Азизом.
Объяснить весь этот сюрреализм можно только тем, что чиновники «Белого дома», которые, как признался два года назад экс-зампредседателя Верховного суда, не могут изменить даже запятую в подготовленном и спущенном им сверху вердикте, разослали свои инструкции всем судьям, которые рассматривают пять разных исков против Zanoza.kg.
Но они поленились и прислали, наверное, всем одну и ту же инструкцию, чтобы судьи выбрали для своих вердиктов и определений те положения, которые касаются их конкретного дела. А судья Оморова не стала вчитываться и вписала в свое решение положения совершенно из другого предполагаемого вердикта. Однако подсознательно она права: какая разница – какое дело и какая разница – кто обвиняемый? Виноваты все, на кого укажет власть.
Сегодня судья того же Октябрьского суда Бишкека Мирзат Авазов должен принять решение о приостановлении или неприостановлении процесса в связи с тем, что Конституционная палата в настоящее время как раз рассматривает соответствие Конституции вообще подачи генпрокурором исков против граждан в защиту чести и достоинства президента. Заранее можно предположить, каково будет решение. Запятые, наверное, уже расставлены.
Вроде бы общий тренд движения к парламентаризму предполагает сокращение полномочий президента, что зафиксировано и в Конституции 2010-го, и в Конституции 2016 года, однако генеральный прокурор до сих пор действует согласно акаевскому закону «О гарантиях деятельности президента» от 2003 года, который давно противоречит Конституции. А там, где что-то не прописано – вообще раздолье. Карта прет в руки.