Комитет защиты свободы слова совместно с движением «За конституционное совещание» провели сегодня Форум свободы, связанный с волной судебных исков, поданных генеральным прокурором Индирой Джолдубаевой и Социал-демократической партией Кыргызстана против неподконтрольных властям СМИ и их журналистов. Он прошел в Бишкеке в отеле «Ак-Кеме».
В работе форума приняли участие члены Комитета защиты свободы слова, движения «За конституционное совещание», депутаты ЖК Аида Салянова и Каныбек Иманалиев, экс-депутаты Чолпон Джакупова и Равшан Жээнбеков, журналисты Александр Ким, Рина Приживойт, Азамат Тынаев, экс-министр юстиции Марат Кайыпов, правозащитники Рита Карасартова, Турсунбек Акун, Зульфия Марат, Урмат Акунов, Сапар Аргынбаев, Ондуруш Токтонасыров, поэт Темирлан Ормуков, общественные деятели Эдиль Байсалов и Эркин Булекбаев, политолог Табылды Акеров и многие другие.
С докладами выступили руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова – о правовой стороне конфликта власти со СМИ, бывший судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова – о люстрации чиновников и лидер партии «Демократ» Сейтек Качкынбаев – о свободе слова в демократических странах и барометре парламентаризма. Затем состоялась свободная дискуссия, форум вели ректор Международного университета Центральной Азии Камила Шаршекеева и учредитель сайта Kyrgyztoday Бегалы Наргозуев.
Джакупова сообщила, что за последний месяц генеральный прокурор подала 3 иска к радио «Азаттык» и сайту Zanoza.kg на общую сумму 32 млн сомов. Кроме того, против агентства «24.kg» на миллион сомов подал иск представитель СДПК по доверенности, хотя по уставу партии ее должен представлять председатель партии. И, несмотря на ненадлежащего истца, суд этот иск принял.
По ее словам, действия Генеральной прокуратуры входят в противоречие с требованиями Закона «О гарантиях деятельности президента» от 2003 года. Согласно пункту 4 закона, генпрокурор может обратиться в суд, если «другие меры прокурорского реагирования не принесли необходимых результатов», но никаких «других мер» генпрокурор не принимала.
Кроме того, сам этот Закон «О гарантиях деятельности президента» противоречит требованиям Конституции, согласно статье 104 которой прокуратура не надзирает за деятельностью граждан или общественных объединений, а должна надзирать только за органами государственной и местной власти и их должностными лицами.
Мало того, честь и достоинство присущи лишь конкретному гражданину и человеку, то есть физическому лицу, а не какой-либо должности. Поэтому честь и достоинство Алмазбека Атамбаева должны защищаться как конкретного физического лица и гражданина, а не как президента. Поэтому он должен был обратиться с личным заявлением, а генпрокурор могла его защищать, если он сам не мог этого сделать из-за недееспособности.
Однако иски поданы к тем СМИ, которые дают выступать лицам, имеющим точку зрения, отличную от государственных органов, они подаются просто за публикацию интервью, мнения или сообщений от нежелательных власти лиц. И это есть стремление исключить любую критику или негативное высказывание в адрес власти, а в конечном счете – для уничтожения этих СМИ.
При этом власти уже совершенно не обращают внимания на закон и приличия – в 2015 году с нарушениями законов и процедур они отняли «Вечерний Бишкек», который сразу стал рупором властей, недавно новый владелец «Вечерки» Александр Рябушкин даже зарегистрировал на себя товарный знак Zanoza.kg, а к задержанным участникам мирного марша 18 марта даже не допустили адвокатов. Приговор им зачитали сотрудники милиции.
Сооронкулова сообщила, что, несмотря на две революции 2005 и 2010 годов, в правоохранительных и судебных органах благополучно занимают свои прежние высокие должности люди, которые сидели на этих постах при прежних режимах, и они продолжают принимать антиконституционные решения. Все это разрушительно действует на основы государственности.
Во многих странах Восточной Европы после «бархатной революции» 1988-1989 годов была успешно проведена люстрация, например, в Чехии заявление на занятие какой-либо должности в государственных структурах подало около 250 тысяч человек, и 50 тысяч из них не прошли конкурс именно в связи с люстрацией. Многие начинают говорить про права человека, но люстрация необходима для оздоровления общества.
Когда подобные меры не принимаются самими государственными органами, возмущенное общество иногда идет на так называемую мусорную люстрацию, когда нежелательных чиновников просто ловят на улице и бросают в мусорные банки. По словам Сооронкуловой, для начала можно было бы создать общественную комиссию и начать составлять реестр лиц, которых нежелательно допускать на высокие должности.
Председатель политсовета партии «Демократ» Сейтек Качкынбаев рассказал, что уровень демократии в стране зависит от уровня реальных полномочий парламента. Например, индекс полномочий парламента (ИПП) Кыргызстана составляет 53%, у Польши – 66%, а у Монголии сейчас – 81%. Страна, которая почти ничем не отличается от Кыргызстана, как по менталитету, так и по истории, сейчас является настоящей парламентской республикой.
По словам Качкынбаева, если рассмотреть период с 1973 по 1989 год, то из 28 парламентских стран в 17 победила демократия, а из президентских 25 государств стали демократическими только 5. Поэтому, если мы хотим демократии, мы должны всячески поддерживать парламентаризм, причем в первую очередь нужно реформировать и деполитизировать силовые структуры и передать их под контроль парламента.
Поэт с ограниченными возможностями здоровья Темирлан Ормуков рассказал, что его сегодня задержали и повезли утром из дома в правоохранительные органы, где следователь заявил в лицо, что поэт будет сидеть столько, сколько скажет следователь, но как только о его задержании сообщили «Заноза», «Клооп» и «Азаттык», а затем приехал его адвокат, им пришлось его отпустить.
Каныбек Иманалиев заявил, что Кыргызстан был много демократичнее соседних стран, но после внесения поправок в Конституцию многое потерял, так как судебная власть стала уже стопроцентно зависимой от власти. Точно так же и парламент сильно потерял в своих полномочиях, потому что теперь право вето на решения ЖК имеет не только президент, но и премьер-министр.
Но еще хуже ограничения свободы слова, потому что без свободной прессы никакая демократия вообще невозможна, а власти в последние недели предпринимают такие гонения на свободные СМИ, каких не было при прежних президентах. Однако, какие бы репрессивные меры ни принимали власти, они все равно не смогут победить свободную прессу.
Салянова сообщила, что власти Кыргызстана совершенно не учатся на ошибках, и история снова повторяется. В ситуации, когда у властей в руках все основные телеканалы и другие СМИ, обществу надо вести очень большую и аккуратную информационную работу, потому что власти своими миллионными исками пытаются заставить замолчать свободные СМИ. По этой проблеме необходимо провести парламентские слушания, так как, если молчать, власти могут пойти на еще большие нарушения.
Александр Ким заявил, что все общество в Кыргызстане растет, учится на ошибках и исправляет их, все пытаются меняться и развиваться, только не власти, которые повторяют то, что было и 20, и 10, и 5 лет назад. Свободных журналистов власти постоянно прессуют, но они уже не боятся этого, потому что в стране уже есть зрелое гражданское общество, готовое брать на себя ответственность.
Равшан Жээнбеков сообщил, что все, кто пытается занять какой-либо политический пост или идет на него на выборы, всегда должны быть готовы, что, даже если журналисты напишут что-то не совсем лицеприятное, они не будут судиться со СМИ. Когда же власти начинают судиться, у таких руководителей нет будущего и против такого произвола надо сопротивляться.
Адиль Турдукулов сообщил, что статьи и сообщения, за которые власти подали иски против СМИ, — это только повод, реальная причина совершенно другая. Например, в последние месяцы журналисты «Азаттыка» провели расследования по строительству особняка президента в Кой-Таше или, к примеру, о деятельности заместителя председателя Таможенной службы.
Сапар Аргынбаев напомнил, что политические репрессии в стране начались еще год назад, когда арестовали группу политиков и экспертов, суд над которыми проводится сейчас закрыто, чего не должно быть в демократической стране. И многое происходит оттого, что в правоохранительные органы пришли работать в последние годы совершенно необразованные люди.
Байсалов заявил, что в настоящее время в опасности не только журналисты, не только свобода слова, но и свобода адвокатов, свобода оппозиционных политиков, вообще свобода. Однако действовать надо так, чтобы ситуация и не заморозилась, и не вскипела. Нельзя допустить, чтобы смена власти произошла до ноябрьских выборов, чтобы не дать прийти к власти мошенникам от политики.
Турсунбек Акун сообщил, что даже при «кровавом» режиме Бакиева милиция не преграждала дорогу мирному маршу, а суды не проводились закрыто. Мало того, нынешний президент за все время своего правления не провел ни одного диалога с оппозицией, ни разу не встретился со своими оппонентами за круглым столом. И более того, то, что он говорит, что это он сделал две революции, — это сильное преувеличение.
Акеров заявил, что никто в стране не думал, что после двух революций общество может вернуться на много лет назад, к нынешней ситуации. Но никогда в истории Кыргызстана не было, чтобы человека арестовывали только за то, что на него наговорил кто-то другой. Власть называет всех своих критиков клеветниками, но настоящая клевета – это когда депутата, лидера фракции задерживают только на основе того, что кто-то о нем что-то сказал.
Рина Приживойт сообщила, что в стране установился интересный режим свободы слова, который бьет через край – это свобода слова для президента, который может собрать послов пяти государств и «впаривать» им про свои проблемы. Так что получается, что у нас свобода слова для одного человека в стране, а всем остальным затыкают рот.
Бурул Макенбаева зачитала подготовленный проект резолюции форума, который будет доработан с учетом высказанных сегодня предложений, а затем будет проведен следующий форум свободы. По ее словам, главным орудием подавления свободы слова сейчас стали силовые органы, которые необходимо деполитизировать, а парламенту начать процедуры по взятию силовых структур под свой контроль.