Скандал вокруг крупнейшего медиаресурса страны вышел на новый виток. В дело вмешалась… Генеральная прокуратура, наложив арест на 48 процентов акций ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек». Кто выкручивает руки владельцу одного из самых влиятельных СМИ Кыргызстана в преддверии парламентских-2015 и президентских-2016 выборов?
Кто старое помянет…
Уже почти два месяца не утихают страсти вокруг «Вечерки». Все началось с решения Первомайского районного суда, который 24 сентября под председательством Эмиля Аксамаева постановил передать 50 процентов акций компании «Рубикон» (финансового центра ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек») бывшим соучредителям ОсОО Александру Рябушкину и его жене Галине Рябушкиной. Это решение суда в редакции назвали «начавшимся рейдерским захватом с помощью давления на судебную систему».
Накануне владелец издания Александр Ким выступил на пресс-конференции. Поводом стали действия главного надзорного органа, который 10 ноября вынес постановление о наложении ареста на 19 тысяч 400 простых и две привилегированные акции ЗАО. Официально в Генпрокуратуре пояснили действия следователя по особо важным делам, подпись которого стоит под документом, – «в связи с возможной конфискацией имущества Адиля Тойгонбаева».
«Действия ГП направлены на то, чтобы показать: власть готова любыми путями взять под контроль «Вечерний Бишкек». Если Генпрокуратура, которая должна стоять на защите закона, предпринимает незаконные шаги, то мы можем говорить, что идет неприкрытое и откровенное давление на независимое СМИ», — подчеркнул учредитель ОсОО «Рубикон» и владелец издания Александр Ким.
В пресс-службе надзорного органа пояснили ИА «24.kg», что в отношении бывшего зятя первого президента страны все еще расследуются уголовные дела, в рамках которых и наложен арест. Весьма странная формулировка, не правда ли? С побега Тойгонбаева прошло почти 10 лет, почему Генпрокуратура спохватилась только теперь, непонятно.
Как пояснил Александр Ким, в 2001 году, войдя в состав учредителей компании Адиля Тойгонбаева, «Петровски корп.» стала распродавать здания, ценные бумаги и другое имущество ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек». При этом подписи в протоколах общего собрания с одобрением этих сделок были сфальсифицированы. Из-за царившего тогда в республике правового беспредела и безмерного влияния «зятя всего кыргызского народа» (так называл тогда мужа старшей дочери Аскара и Майрам Акаевых один из верных чиновников) оспорить действия представителей его фирмы не представлялось возможным. Сразу после мартовских событий 2005-го Александр Ким обратился в Генпрокуратуру с просьбой признать те сделки недействительными и вернуть имущество «Рубикона».
В октябре 2005 года решением суда компания «Петровски корп.» выведена из состава учредителей, а все незаконно распроданные объекты и акции возвращены Александру Киму и его супруге Анне Власенко. Поводом для такого решения суда стали доводы истца о том, что «Петровски корп.» незаконно вывела все имущество, прекратила хозяйственную деятельность «Рубикона», нанеся более чем существенный ущерб ОсОО и остальным его учредителям. «Правомерность суда никем не оспаривалась. По закону при выбытии участника из ОсОО доли остающихся учредителей увеличиваются пропорционально их первоначальному размеру, установленному на день выхода участника из общества», — сказал Александр Ким.
Таким образом, у нынешних учредителей – Александра Кима и Анны Власенко — доли в уставном капитале выросли до 50 процентов у каждого, и они являются полноправными (так гласит решение суда) владельцами компании.
Кто такие Рябушкины?
Казалось бы, причем тут бывшие соучредители Рябушкины? Этот же вопрос задавали руководству «Вечерки» и журналисты. Еще до того как фирма Тойгонбаева стала соучредителем «Рубикона», часть акций принадлежала супругам Рябушкиным. Они же, как утверждает нынешнее руководство газеты, уступили свою долю зятю Акаева, естественно, не бесплатно, а получили в обмен то ли $100 тысяч, то ли $300 тысяч.
Сам Александр Рябушкин утверждает, что «его заставили продать акции» и дали вовсе не сотни тысяч долларов, а 5 тысяч сомов. Но и те ему якобы не заплатили. Естественно, бумаг, подтверждающих слова ни тех, ни других, нет.
«Самое интересное, что даже эти 5 тысяч сомов мне не заплатили, нет ни чека, ничего. Откровенно говоря, я был вышвырнут на улицу», — сказал журналистам Александр Рябушкин. Он отмечает, что «не приводил Адиля Тойгонбаева в «Вечерку».
По словам Рябушкина, он долго судился с ЗАО, но суды не удовлетворяли его иски.
А в сентябре 2014 года он выиграл. «Это последний шанс отстоять свое право», — подчеркивал в своем интервью Рябушкин.
Какой шоколадный шанс выпал! Аккурат перед судьбоносными для страны выборами.
А был ли мальчик?
Многие юристы соглашаются с мнением руководства «Вечерки» — время для каких-то мутных судебных разбирательств выбрано не случайно. В самом издании настаивают: заинтересованные политики пытаются прибрать к рукам ведущие СМИ Кыргызстана в преддверии выборов. Однако делается это весьма топорно.
Александр Ким уверен, что к попытке рейдерства издания имеет отношение советник президента страны Фарид Ниязов. О прямой причастности «правой руки» главы государства писали и на страницах «ВБ». Сам Фарид Ниязов опровергает и шлет в «Вечерку» письма.
На своей пресс-конференции Александр Ким отметил, что «не хочет верить» в причастность президента к ситуации вокруг «Вечернего Бишкека». К такому выводу, говорит гендиректор «Рубикона», он пришел, исходя из личного знакомства с Алмазбеком Атамбаевым. «Очень не хочется верить, что за ситуацией с «Вечерним Бишкеком» стоит глава государства. Я считаю его своим другом, для меня его личностные качества не подвергались сомнению. Весной 2010 года, когда Атамбаев через несколько дней после апрельских событий пришел в «Вечерку» для встречи с журналистами, он заявил, что знает о том, что 50 процентов ЗАО принадлежит Максиму Бакиеву. Зная его характер и упертость, если он что-то решил, то осуществит это. У него осталось убеждение, что 50 процентов принадлежит Бакиеву. Понятно, что он не давал распоряжений ни судьям, ни прокуратуре. Но есть люди, которые ведут эту деятельность», — добавил он.
Чьи ушки торчат?
В «Белом доме» тоже утверждают, что «президент за этим не стоит». Пресс-служба Алмазбека Атамбаева после долгого молчания распространила заявление, в котором подчеркнула: глава государства к ситуации с «Вечеркой» не причастен. «Отдел информационной политики аппарата президента КР считает, что заявления генерального директора ОсОО «Рубикон» Александра Кима — это некорректная, бесперспективная и неумная попытка подтолкнуть главу государства к действиям в пользу частных имущественных интересов семьи Кима. Надеемся, участники данного хозяйственного спора все же найдут в себе силы разобраться, где правда, а где ложь, и откажутся наконец от безосновательных и абсурдных обвинений в адрес так называемого окружения президента», — говорится в тексте.
В аппарате считают «некорректным комментировать действия судебных и правоохранительных органов относительно имущественных отношений внутри коммерческой компании «Рубикон» ввиду «явной коммерческой составляющей данного вопроса». «Полагаем, что подобные заявления Александра Кима могут быть расценены как попытка оказания давления на суд, желание перевести хозяйственный спор в политическую плоскость и нежелание добиться справедливого решения в установленном законодательством порядке», — также отмечается в заявлении.
Все бы ничего. И, конечно, несерьезно предполагать, что сам Алмазбек Атамбаев позарился на «ВБ». Он человек весьма состоятельный. Бизнес у него доходный. В общем, не из нуждающихся у нас глава государства.
В непричастность кого-то из окружения лидера страны к «дележу» «Вечерки» охотно бы верилось. Но на авансцене появились… апрельские герои
Сразу две пресс-конференции, буквально одна за другой, недавно провели «герои апрельской революции». Прикрываясь так называемой гражданской позицией, медаленосцы потребовали ни много ни мало национализировать газету. Вышедшие к журналистам непонятные люди зачитали по бумажке явно не ими написанные тексты и поспешили удалиться. Ни на один из многочисленных вопросов корреспондентов они отвечать не захотели. Почему?
Уже ни для кого не секрет, что некие группы «героев апреля» периодически используются определенными политиками как, простите, торпеды. Привыкшие кормиться из рук «временщиков», остатки которых до сих пор сидят на верхушке политического олимпа, они по первому зову готовы выступить с любым заявлением на любую тему, продиктованным сверху.
Кто их вывел на этот раз? Кукловоды не учли одного: в рядах представителей апрельских движений время от времени бурлят и кипят страсти. Не кто иной, как они сами вытряхивают свое не очень чистое белье, и тогда общественность узнает о дележке медалей или квартир, других скандалах. И однажды они расскажут, кто их вытащил на «антивечеркинские» пресс-конференции…
Сам Александр Ким «ничего смертельного» в аресте акций не видит. «Это фактически не мешает деятельности. Но мы не сможем провести годовое собрание, переизбрать совет директоров, главного редактора и прочие структуры, распределить прибыль. Если арест будет длиться много лет, то структура управления остается прежней до его снятия», — рассказал он.
Однако юристы придерживаются другой точки зрения. «Фактически они хотят взять под контроль. Арест акций «Рубикона» — акция устрашения перед выборами. Они хотят контролировать «Вечерку» и сделать более сговорчивыми в преддверии выборов», — считает глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова.
Многие полагают, что президент страны должен был публично озвучить свое мнение по этому громкому инциденту. Другие уверены, что Алмазбек Атамбаев получает однобокую информацию – из уст советника, чье имя всплыло при скандале. Но все знают, что Алмазбеку Атамбаеву так просто «по ушам не проедешь». Он, если появляется свободная минута, предпочитает читать новости из первых рук – на информационных сайтах и других СМИ. Наверняка читал публикации на тему и в самой «Вечерке». В любом случае очевидно: никаких заявлений от главы государства не будет. Теперь уже и не надо. Иначе оппоненты обвинят его в попытке давления на суд.
Но прав и руководитель «Вечерки». «Чем дальше это будет продолжаться, чем дольше ситуация будет оставаться скандальной, тем больше будет ослабевать позиция президента», — сказал на пресс-конференции Александр Ким.
А ведь кому-то это очень на руку, не находите?