Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

После пятилетнего перерыва вновь стал выходить журнал «Курьер ЮНЕСКО», номер которого за июль-сентябрь посвящен проблемам средств массовой информации. Одна из статей этого выпуска, написанная Мариной Ялоян, касается проблем этики при публикации материалов на «Фейсбуке», а также внутренних алгоритмов этой сети, которые создают информационные пузыри с ограничением круга общения и чтения.

Порнография, искусство или просто правда?

Черно-белая фотография голой девятилетней девочки с искаженным от боли лицом, которая, крича, убегает от взрывов, стала легендой. Сделанная во время напалмовой атаки на вьетнамскую деревню в 1972 году американским фотографом вьетнамского происхождения Ником Уттом, фотография получила название «Ужас войны» и была удостоена Пулитцеровской премии.

Но в 2016 году она стала причиной масштабной дискуссии после того, как была удалена «Фейсбуком» как «нежелательный контент». Она была опубликована на странице в «Фейсбуке» ведущей норвежской ежедневной газеты Aftenposten. После ее удаления главный редактор газеты Эспен Хансен написал письмо Марку Цукербергу, заявив, что «не желает подчиняться его правилам».

Он опубликовал на первой полосе Aftenposten открытое письмо, в котором обвинил «Фейсбук» в установлении правил, которые, во-первых, «не способны отличить детскую порнографию от знаменитых военных фотографий», а, во-вторых, «не оставляют ни малейшей возможности» для открытого диалога.

Письмо получило массовую поддержку, спровоцировало волну полемики вокруг цензуры в «Фейсбуке», а также затронуло сложную и постоянно меняющуюся систему алгоритмов, которые осуществляют отбор информации в социальных сетях.

Сегодня «Фейсбук» насчитывает более двух миллиардов пользователей по всему миру и перенаправляет больше трафика на сайты интернет-СМИ, чем Google. Знаменитая социальная сеть является главной площадкой для распространения информации, несмотря на то, что по-прежнему отрицает за собой эту роль и позиционирует себя в качестве лишь «технической платформы».

Вполне можно сказать, что «Фейсбук» стал первым глобальным интернет-СМИ, а Марк Цукерберг – по словам Хансена – «самым авторитетным главным редактором в мире». «Я хочу напомнить Цукербергу, что эта должность предполагает большую ответственность. Сообщество, которым он руководит, это не просто техническая платформа, а самое настоящее СМИ», – заявил Хансен.

…Послушайте, Марк, это серьезно! Сначала вы создаете правила, которые не способны провести различие между детской порнографией и знаменитыми военными фотографиями. Затем, не раздумывая, применяете эти правила на практике. Наконец, вы подвергаете цензуре критику и отвергаете полемику, которую провоцирует ваше решение – и наказываете человека, который осмелился высказаться против. – Эспен Хансен

Он считает, что запрещать публикацию одной из самых известных в мире фотографий под предлогом изображения наготы – это неудачный редакторский ход. «На подобные фотографии действительно бывает больно и неудобно смотреть, однако в демократическом обществе они играют роль своеобразного катализатора, который, несомненно, повышает всеобщую информированность», – отмечает Хансен.

Ежедневно миллионы человек размещают информацию на «Фейсбуке», поэтому рассматривать каждую публикацию в отдельности практически невозможно. Ричард Аллан, вице-президент «Фейсбука» по вопросам внешних коммуникаций для европейского, ближневосточного и африканского регионов, выступил в защиту социальной сети.

Cогласно внутреннему регламенту «Фейсбука», любое изображение несовершеннолетних в обнаженном виде должно быть выявлено и удалено. Однако Аллан признает, что в случае фотографии «Ужас войны» это правило привело к ошибке: «Социальная значимость фотографии обнаженного ребенка, а также, в ряде случаев, согласие человека на публикацию, в данном случае более важны, чем действующие правила».

«Фейсбук» считает своей миссией «сделать мир более открытым и способствовать установлению связей». На самом деле вы выполняете свою работу очень поверхностно. То, что вы не можете отличить детскую порнографию от документальных фотографий, сделанных во время войны, только увеличивает количество глупости в мире и никак не способствует сближению между людьми. – Эспен Хансен

На конференции «Журналистика под прицелом: вызов нашего времени», организованной в ЮНЕСКО в марте 2017 года, Аллан подчеркнул, что «Фейсбук» всегда стремится адаптироваться к новым условиям: «Мы постоянно анализируем свою работу. Когда нам приходится сталкиваться с непредвиденной ситуацией, мы принимаем во внимание все возможные решения и в случае нужды готовы изменить правила».

Чтобы впредь избежать похожих ситуаций, «Фейсбук» выработал новый подход, который требует бóльшeго количества трудовых ресурсов (в мае 2017 года компания объявила об открытии 3000 позиций модераторов в дополнение к уже существующим 4500). Он заключается в том, чтобы отдельно рассматривать статьи, опубликованные на страницах СМИ.

Формирование «информационных пузырей»

В том, что касается редакторских решений, то разницы между «Фейсбуком» и традиционными СМИ практически нет. «Точно так же, как главный редактор телеканала «Фокс ньюс» несет ответственность за информацию, которая распространяется на канале, Марк Цукерберг несет ответственность за то, что публикуется на «Фейсбуке», – считает Хансен.

Делать вид, что можно создать универсальные правила отбора информации – это значит, что вы просто лжете своей аудитории. – Эспен Хансен

«Мы стремимся к тому, чтобы «Фейсбук» сохранил свой стиль подачи информации. Пользователь сам выбирает, что он хочет читать, а что – нет», – возражает Аллан. Тем временем, внутренние алгоритмы «Фейсбука» продолжают формировать новостную ленту более миллиарда активных пользователей этой социальной сети, то есть одной пятой части населения Земли.

Официально задача таких алгоритмов состоит в том, чтобы анализировать информацию, опубликованную пользователем за прошедшую неделю, принимая во внимание понравившиеся страницы, группы, в которых он состоит, и людей, на страницы которых он подписан. Впоследствии алгоритм, формула которого хранится в тайне и постоянно обновляется, распределяет публикации в особом порядке, который, согласно результатам анализа, отражает интересы пользователя.

Однако устройство алгоритма таково, что он может стать неоднозначным и даже опасным инструментом. «Алгоритмы способствуют созданию особых фильтров, которые провоцируют все большую и большую поляризацию общества, усиливая негативные тенденции последних лет, – объясняет Хансен. – Мы невольно оказываемся в плену собственного узкого кругозора, получая лишь интересующую нас информацию и общаясь с теми, кто имеет с нами одинаковое мнение».

Каждый раз, публикуя тот или иной контент, СМИ обязаны принимать решение – и зачастую непростое. Редактор должен взвесить все «за» и «против», и ни один алгоритм не должен лишать его этого права – права нести ответственность. – Эспен Хансен

С этой точки зрения критерии, по которым работает алгоритм, становятся проблематичными. Однако Аллан сравнивает ленту новостей с подпиской на периодические издания и отрицает любое навязывание контента пользователям: по его мнению, алгоритм лишь обеспечивает удобный порядок подачи информации.

Тем не менее, он признает, что главная проблема заключается, в первую очередь, в том, что новостных потоков слишком много. «Люди подписываются на тысячи страниц, а успевают читать из них только около двадцати. В таком случае мы вынуждены выбирать и оставлять то, что пользователь просматривает чаще всего», – отмечает Аллан.

Свободные и независимые СМИ играют важнейшую роль в распространении информации, в том числе изображений, которые могут вызывать чувства дискомфорта и которые правящая элита, а иногда даже простые граждане, не желают видеть. Однако именно по этим причинам такая информация очень важна. – Эспен Хансен

Этот метод сортировки информации может привести к непредсказуемым последствиям. По мнению Эгиля Хансена, «эта стратегия удобна для того, чтобы выбрать подходящий фильм например, на амеркианском сервисе потокового видео Netflix» но «совершенно неприемлема в случае, когда речь идет о циркуляции информации в демократическом обществе».

Марина Ялоян, «Курьер ЮНЕСКО»

http://narynaiyp.com/kak-fejsbuk-stanovitsya-vsemirnym-glavnym-redaktorom/