«ВБ» решил вспомнить суды по защите чести, достоинству и деловой репутации. Сразу заметно, где политики выясняют отношения между собой, а где власть планомерно пытается загнать в угол оппонентов. На инфографике ниже видно, что с каждым президентом их честь и достоинство и их окружения только дорожают.
Как пишет газета «Вечерний Бишкек», «аппетиты неприкасаемых только растут — все круче бизнес на свободе слова». «Никто не может контролировать или хотя бы, ради приличия, сдерживать финансовые аппетиты приближенных президента страны. Последние иски против «ВБ» «свидетельствуют только об одном — жажда миллионов становится главной движущей силой истцов. И оказалось, что никто не может контролировать или хотя бы, ради приличия, сдерживать финансовые аппетиты приближенных президента страны».
В обзоре же представлены судебные истории по годам.
2003 год
В период давления на неугодные СМИ акаевского режима премьер-министр Николай Танаев оценил свои честь и достоинство в 503 000 сомов (500 000 сомов он захотел с газеты «Моя столица», принадлежащей Александру Киму, 3 000 сомов — с журналиста Рины Приживойт). Это была просто огромная сумма по тем временам, на которую можно было купить несколько квартир. Именно величина исковой суммы тогда явно говорила о политическом давлении на неугодных и желание обанкротить оппозиционные СМИ. Дальше можно проследить, что история циклична и ничего политиков не учит.
Причиной судебного разбирательства с участием главы правительства стала статья члена Коалиции неправительственных организаций «За демократию и гражданское общество» Михаила Корсунского, опубликованная в газете «Моя столица». В ней была проанализирована ситуация в Социальном фонде. В связи с этим глава кабмина подал в суд на издание и автора статьи. Естественно, выиграл суд в нескольких инстанциях.
2008 год
Бывший омбудсмен Турсунбек Акун отсудил за нелицеприятное высказывание в свой адрес в качестве компенсации 10 тысяч сомов у своего предшественника Турсунбая Бакир уулу.
Второй случай красноречиво говорит о желании власти задушить оппозицию самыми примитивными методами. Племянник бывшего главы государства Курманбека Бакиева Асылбек Салиев защитил свои честь и достоинство на 2 млн сомов. Родственник президента не смог не отреагировать на публикации в оппозиционных газетах «Алиби» и «Де-факто», где сообщалось, что он причастен к дорожно-транспортному происшествию со смертельным исходом. Суд вынес решение, по которому каждое печатное издание обязывалось выплатить по 1 млн сомов Салиеву в виде моральной компенсации.
2011 год
Свердловский районный суд обязал выплатить кыргызскоязычную газету «Учур» и журналиста 25 тысяч сомов за посягательство на честь и достоинство тогда еще муфтия Чубак ажы Жалилова. Причиной его обращения в суд стала статья, где, по его мнению, журналист обвинил муфтия в неграмотности, стремлении выносить религиозные постановления в угоду себе и попытку узурпировать власть в Муфтияте.
2013 год
Руководитель аппарата президента Данияр Нарымбаев подал на бывшего омбудсмена Турсунбека Акуна иск в суд по защите чести и достоинства. Нарымбаев обратился в суд из-за ряда обвинений в свой адрес со стороны экс-акыйкатчы. Так, на одном из заседаний парламента Акун заявил, что осенью 2012 года Нарымбаев просил его публично назвать депутата от фракции «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева невменяемым, чтобы на этой почве освободить парламентария из СИЗО ГКНБ. Кроме того, Акун обратился к президенту Алмазбеку Атамбаеву с просьбой незамедлительно отправить в отставку руководителя его аппарата. Свои честь и достоинство глава аппарата президента оценил в 1 млн 300 тыс. сомов. Однако вместо этой сумму, согласно решению суда, Нарымбаев получил 50 тыс. сомов.
2014 год
Честь и достоинство депутата парламента от партии власти — СДПК — Ирины Карамушкиной Верховный суд в 2014 году оценил в 5 тысяч сомов. Причиной обращения депутата к Фемиде стала публикация в ИА «24.kg» под заголовком «Депутат парламента Кыргызстана призналась, что ее водитель сбил насмерть пешехода». Парламентарий просила установить размер компенсации в 5 млн сомов. Однако Фемида обязала журналиста выплатить всего 5 тыс. сомов. Однако этот судебный процесс оставил такой осадок, что «главная партия страны» искала повод, чтобы оказать давление на журналиста, часто критикующего власть.
Немногим больше суд оценил честь и достоинство лидера фракции «Ата Мекен» Омурбека Текебаева. За свое обращение в судебный орган, которое он обосновал тем, что устал на протяжении двух лет терпеть, как его коллега и тезка Омурбек Абдырахманов «поливает его грязью», депутат получил 10 тыс. сомов.
2015 год
Во столько же были оценены честь и достоинство и депутата от фракции «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошовой. Как ранее сообщала нардеп, ее несправедливо обвиняла вице-спикер от фракции «Ата Мекен» Асия Сасыкбаева в том, что, будучи главой фонда «Курманджан Датка», она присваивала государственные деньги, поэтому ей пришлось обратиться в суд.Выиграла она его в июне 2015 года.
Этот год стал просто урожайным на скандальные судебные процессы против СМИ. Видимо, колесо истории провернулось на 360 градусов и в мозгу власть имущих опять щелкнуло.
Одним из самых знаковых судебных процессов, символизирующих давление на оппозицию, является иск Генеральной прокуратуры, которая защищает честь и достоинство президента Алмазбека Атамбаева, против кыргызскоязычного журналиста Дайырбека Орунбекова. Напомним, 30 сентября 2014 года журналист разместил на интернет-сайтах maalymat.kg и Kyrgyztoday.kg статью под названием «Когда будет дана политическая оценка ошским событиям, на которые Отунбаева закрыла глаза и про которые забыл Атамбаев». Репутацию главы государства оценили в 2 млн сомов. Аламудунский районный суд эту же сумму указал в своем решении в июне 2015 года.
Переплюнул своего шефа Атамбаева его бывший водитель и экс-замруководителя аппарата президента Икрамжан Илмиянов. Он потребовал 5 млн сомов от редакции «Вечернего Бишкека» и оппозиционера Урана Ботобекова, интервью с которым было размещено на сайтеkabarordo.kg. Судья Свердловского районного суда оценила его деловую репутацию в 1,8 млн сомов, посчитав, наверное, политически некорректным оценивать честь и достоинство Илмиянова дороже, чем у Атамбаева. Кто-то еще сомневается, что если бы Илмиянов был бы каким-нибудь простым фермером, он смог бы добиться в суде таких результатов?
На этом куратор штаба СДПК по Баткенской области не остановился. Он, видимо, решил заработать на предвыборную кампанию партии и подал еще один иск против «Вечернего Бишкека», который обвинил окружение президента в рейдерском захвате медиахолдинга. И судя по разворачивающимся событиям и ангажированности Фемиды, аргументов в пользу этого предположения становится все больше. Илмиянов теперь требует у этого же судьи принять решение в его пользу, рассчитывая на 10 млн сомов. С такими темпами судебной гиперинфляции даже собственное казино иметь не надо.
Деловая репутация бывшего телохранителя Атамбаева Эркина Мамбеталиева, который, кстати, не признает, что являлся бодигардом, самая дорогая — она дороже президентского в 25 раз! Честь и достоинства бывшего подчиненного Атамбаева и сейчас не последнего человека в Кыргызстане оценивается, по его же мнению, в 50 млн сомов. Именно столько он потребовал от «Вечернего Бишкека» за упоминания его драгоценного имени в обращении к Атамбаеву.
Что интересно, он пытается опровергнуть даже информацию о том, что был членом ОПГ Рыспека Акматбаева, сидел за убийство и вышел из тюрьмы довольно скоро после апрельских событий — когда его работодатель оказался у власти. Суд, вероятно, оценит его репутацию не выше президентской, иначе репутация власти пострадает даже больше, чем на 50 млн. Но в любом случае прецедент будет совсем не здоровый.