Автор текста: Кристофер Делуар — генеральный секретарь организации «Репортёры без границ», которая известна в мире как Reporters Sans Frontières (RSF).
Президент Владимир Путин приложил массу усилий, чтобы организовать чемпионат мира по футболу 2018 года в России. Но теперь, когда шоу уже началось, его влияние ослабло. Он не может контролировать арбитров или качество игры национальной сборной России, которая занимает 70 месте в мире — самое низкое среди всех команд, участвующих в этом турнире. Впрочем, в намного большей степени он может контролировать освещение этого соревнования, по крайней мере, в российских СМИ.
Во «Всемирном индексе свободы прессы», который ежегодно составляет организация «Репортёры без границ» (сокращённо RSF), Россия находится на 148 месте из 180 стран. Вместо согласия на участие в соревновании, рождаемом плюрализмом, Кремль старается менять в свою пользу правила политической жизни и проводить договорные медиа-«матчи».
Начиная с криминализации клеветы и заканчивая запретом новостей, оскорбляющих «религиозные чувства верующих», путинские медиа-законы становятся всё более запретительными. Размытые формулировки этих законов позволяют применять их избирательно и произвольно, при этом на защитников свободы слова, пытающихся оспорить статус-кво, оказывается возрастающее давление.
Аннексия СМИ
Подобно мошеннической системе трансфера игроков, ведущие российские СМИ оказались под полным контролем Кремля. Государство управляет телеканалами (а это главный источник новостей в России) с начала 2000-х годов, когда ОРТ и НТВ были изъяты у магнатов Бориса Березовского и Владимира Гусинского. Эти и другие национальные телеканалы расширили производство прокремлёвской пропаганды после украинской революции 2014 года.
Например, в 2015 году на принадлежащем государству телеканале «Россия 1» вышел в эфир документальный фильм, в котором защитник прав человека Надежда Кутепова обвинялась в «промышленном шпионаже». Эта ложь в дальнейшем вынудила её покинуть страну. На следующий год тот же самый канал, используя фальсифицированные документы, обвинил Алексея Навального, основного критика Кремля, в том, что он – агент британского разведывательного агентства МИ-6. Путинский контроль над государственными СМИ ужесточился, когда в декабре 2013 года часть из них была сгруппирована в консорциум «Россия Сегодня» с целью улучшить представление российской точки зрения.
Телевидение – не единственный вид СМИ, который контролирует Кремль. На интернет тоже надевают намордник. Сайты блокируются, блогеров мониторят, поисковые сайты и новостные агрегаторы подвергаются цензуре, а VPN запрещают. В апреле этого года Россия перекрыла доступ к защищённому шифрованием мессенджеру Telegram, присоединившись к Китаю и Ирану, которые это уже сделали ранее. Но больше всего тревожит то, что растёт число интернет-пользователей, которых отправляют в тюрьму за комментарии в социальных сетях или даже просто за одобрение «лайком» того или иного контента.
Высокие ставки
Автор романа «Посторонний», лауреат Нобелевской премии Альбер Камю говорил, что то немногое, что он узнал о жизни, он узнал «на футбольном поле», и что мяч, как бедствие, «никогда не прилетает оттуда, откуда вы ждёте». Нечто похожее можно сказать об игровом поле СМИ в России. С 1999 года, когда Путин впервые стал премьер-министром, в стране были убиты 34 журналиста, выполнявшие свою работу, в том числе журналист-расследователь Николай Андрущенко, которого в прошлом году избили до смерти в Санкт-Петербурге. В подавляющем большинстве этих случаев следствие застопорилось, а преступники так и не были найдены.
Учитывая столь высокие ставки, многие владельцы СМИ предпочитают полностью выйти из игры и продают свои издания прокремлёвским олигархам. Многих из этих олигархов — какое совпадение — Путин ранее просил покупать футбольные клубы. Отдельные медиаорганизации сохраняют высокое качество журналистики, но у них даже близко нет такого количества читателей или зрителей, как у ведущих СМИ, контролируемых государством.
Единственный независимый национальный телеканал — «Дождь» — в 2014 году был исключён из пакета спутниковых и кабельных сетей. В том же году вместе почти со всеми своими сотрудниками была уволена Галина Тимченко, главный редактор новостного сайта Lenta.ru, который имел самую широкую читательскую аудиторию. Редакционную команду медиагруппы «РБК» постигла схожая судьба в 2016 году. Закрытия не избежали и ведущие СМИ в регионах, например, сибирский телеканал «ТВ-2» и независимый еженедельник Калининграда «Новые колёса». Каждое из этих СМИ было отмечено за освещение щекотливых тем — от конфликта на территории Украины до коррупции на высоком уровне.
Сегодня в России меньше свободы прессы и больше заключённых журналистов, сотрудников СМИ и блогеров, чем за всё время после развала СССР в 1991 году. В Крыму и Чечне отсутствуют даже самые базовые нормы защиты СМИ. С благословения Кремля эти регионы превратились в новостные и информационные «чёрные дыры», где власти вольны действовать, как им угодно, не опасаясь никаких последствий.
Под футбол
В матчах групповой стадии чемпионата миру по футболу Россия соперничала со странами, имеющими низкие рейтинги: Египтом (45 место по футболу и 161 в индексе свободы прессы RSF) и Саудовской Аравией (67 место в рейтинге ФИФА и 169 — в рейтинге RSF). На бумаге только Уругвай (14 место в мировом футболе и 20-е – по уровню свободы прессы) был серьёзным соперником. Но хотя Россия и смогла пробиться в финальный раунд турнира, восхищение матчами (равно как и малая вероятность успеха России) является не более, чем мимолётным отвлечением от реалий.
Может быть, это и не мировой чемпионат свободы прессы, но раз уж Россия оказалась в центре мирового внимания, международное сообщество может потребовать освобождения арестованных журналистов и защитников прав человека, отмены драконовских законов, смягчения государственного контроля над СМИ, прекращения безнаказанности. Вряд ли подобная возможность представится снова в обозримом будущем. Мир не должен упустить свой шанс воспользоваться ею.
Copyright: Project Syndicate, 2018.
www.project-syndicate.org
https://kaktakto.com/mnenie/kreml-i-anneksiya-rossijskix-smi-razmyshleniya-reportera-bez-granic/