В двух из завершившихся судов в отношении Zanoza.kg судьи опирались на заключения специалиста из Государственного центра судебных экспертиз (ГЦСЭ) при Министерстве юстиции Жийдегуль Семеновой, которая, как выяснилось на суде, занимает должность эксперта, однако не является сертифицированным экспертом, потому что сам ГЦСЭ еще сертифицирован.
Однако ее заключения легли в основу двух обвинительных судебных вердиктов. Один иск касался двух статей – «Арест Омурбека Текебаева: интрига закручивается» от 1 марта и «Ложь якобы во спасение: паппет-шоу независимости» от 3 марта 2017 года, второй – новостного сообщения «Чолпон Джакупова: Пора приструнить человека с маниакальными наклонностями» о выступлении правозащитника на круглом столе, проведенном омбудсменом 30 марта 2017 года.
По мнению Семеновой, убежденностью автора статьи о паппет-шоу в том, что «можно внешне ни от кого не зависеть, но постоянно ругаться с соседями по любому поводу… распродать все свои заводы на металлолом и потом ездить по странам и международным организациям, выпрашивая помощь», подтверждается, что в этом выражении «содержатся сведения о нарушении президентом Алмазбеком Атамбаевым действующего законодательства…» Это следует из общей логики статьи в целом, считает она.
В этой статье имя президента ни разу не упоминается, но, по словам эксперта, в выражении «[как только контроль из центра пропал], Кыргызстан, например, уверенно стал превращаться в бантустан, в котором собственной промышленности нет, но зато сильна национальная риторика», опять же, «содержатся сведения о нарушении президентом Атамбаевым… моральных норм и принципов…», если рассматривать это выражение не отдельно, а в комплексе с другими.
В той же части своего заключения Семенова сообщает, что выражение «кыргызские революционеры пожирают само государство, законы и порядки, государственное устройство, приличия и правила, саму независимость и даже Конституцию», – содержатся «утверждения, позорящие его [президента] государственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию…» Опять же, если провести логическую связь статьи с другими публикациями автора.
Кроме того, вставками в статью (это гиперссылки на другие публикации похожей тематики) в виде фотографий и рисунков с заголовками «подтверждается, что в них содержатся сведения, оскорбляющие, порочащие и унижающие честь и достоинство президента». При этом кандидат филологических наук Семенова пишет: «Каждая заголовка представляет собой отдельную статью».
Названия этих «похожих статей», на которые делаются ссылки, таковы: 1) «2017 год: Стратегия устойчивого развития привела к осени патриарха», 2) «Двойные мораль и учет: таможня как модель разложения государства», 3) «Честь чекиста: выше ли она, чем у обывателей?» и 4) «Строительство государства: чьей-то губернией быть комфортнее».
Их тематика, как видно из заголовков, разная – от невыполнения основных требований Национальной стратегии устойчивого развития до разных методов оценки стоимости товаров при прохождении таможенного контроля на границе Кыргызстана с Китаем. Но, по мнению эксперта, все они вместе, если их прочитать одну за другой, создают негативное восприятие и унижают честь президента.
На вопрос адвоката, считает ли она, что Таможенной службой Кыргызстана управляет президент, эксперт ответила: «Да». А два слова «осень патриарха» навели ее на мысль, что президент Кыргызстана сравнивается с президентами латиноамериканских стран, которые и описываются в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха» от 1975 года.
В статье «Ложь якобы во спасение: паппет-шоу независимости» приводится единственная фотография, имеющая подпись: «Президент (а затем император) Центрально-Африканской Республики Жан Бедель Бокасса (с 1966 по 1979 гг.)» Она расположена в самом начале статьи, перед третьим абзацем, в котором говорится про Африку и бантустаны.
Ничего в статье про каннибализм Бокассы или кого бы то ни было другого не говорится, это нашла из литературы эксперт Семенова, вставила в свое заключение и вменила автору статьи как обвинение – якобы, раз в статье присутствует портрет Бокассы, значит, автор его сравнивает с кыргызским президентом, имя которого не упоминается. Как будто в мире существуют только эти два президента.
Упоминая слово «клевета» в своем «лингвистическом исследовании», Семенова даже приводит статью 127 Уголовного кодекса, хотя она уже как 7 лет исключена из него, так как клевета в Кыргызстане декриминализована. Объясняя этот свой поступок, она сказала в суде, что просто машинально вписала эту статью в текст, однако то, что другие вписали в свои тексты, она не осуждает.
Эта «оговорка по Фрейду», если ее можно считать оговоркой, многое характеризует – как направленность самого лингвистического исследования эксперта государственного центра, так и создание определенной атмосферы в зале судебных заседаний, когда судью необходимо настроить на волну обвинения. Семенова недвусмысленно заключает, что в статье «содержатся сведения, содержащие клевету».
Однако в суде на вопрос: «Имеется ли в тексте статьи какая-либо клевета в адрес кого бы то ни было?» – специалист ответила, что она этого сказать не может, а когда ее переспросили: «Почему тогда вы в своем заключении говорите о клевете?» – эксперт ответила: «Это мое мнение». То есть мнения угодных власти людей играют решающую роль для обвинения, а мнения других необходимо всячески осуждать и подавлять.
По мнению Семеновой, слово «грабить», в принципе, не является ненормативным, но в данной конкретной статье оно становится таковым, так как относится к президенту. В статье слово «грабить» употреблено в предложении с подлежащим «руководители», но эксперт считает, что под словом «руководители» автор имел в виду президента. Она так и сказала в суде: «Власти – это президент».
Более того. Она пишет в заключении: «…Такие слова множественного числа как «они»,.. «руководители»,.. «государственные деятели»,.. «начальники»,.. и местоимением «кого-то» [так в тексте] заключают в себе скрытый смысл конкретного лица в единственном числе, который формируется путем авторскоrо образования. Здесь имеется в виду президент Кыргызстана А.Ш.Атамбаев, потому что только президент может «руководить страной, государством».
Однако на вопрос: утверждая, что автор, написав в своей статье «они», «руководители», «начальники», на самом деле имел в виду президента, считает ли она, что в стране сейчас установилось правление одного человека, Семенова ответила: «Нет». То есть специалист-лингвист разбирает текст не только лингвистически, но и вполне политически зрело, согласно установившимся на дворе порядкам.
И как раз это и есть политические гонения, когда власти наказывают граждан за их мысли, убеждения и публикации с целью защиты и сохранения сложившихся их собственными усилиями порядков в стране и используют для этого прокуратуру и суды, а также подконтрольных себе экспертов, писателей-артистов и других общественных деятелей, которые выражают им «80-процентную» поддержку.