Случилась у меня в фейсбуке дискуссия по поводу того, что журналисты не оспорили факт проведения в закрытом режиме судебного заседания по делу о ДТП с участием сына мэра Омуркулова. Решил разместить отдельно свои комментарии, может кто и воспользуется.
По праву оспаривания
Журналисты не являются участниками процесса, но ограничение в доступе к судебному заседанию затрагивает не только права участников процесса, но и права тех, кто, неважно по каким причинам, желает наблюдать процесс. Право любого гражданина «глазеть» на судебный процесс обусловлен конституционным принципом открытости и гласности судопроизводства. Журналисты, которых изгнали из зала судебного заседания, не могут оспаривать нарушение в вышестоящий суд, но могут оспорить действия судьи в порядке административного судопроизводства в межрайонный суд г. бишкек, как действия должностного лица, нарушающего права и свободы граждан.
По вопросу доступа к судебному заседанию
Исходя из положения в ст. 22 УПК закрытое рассмотрение дела возможно в случае если есть необходимость сокрытия информации составляющей государственной или иной, охраняемой законом тайны. По данному делу какой-либо тайны нет, но возможно, что стороны беспокоились о тайне своей частной жизни и семейном спокойствии, которые тоже охраняются законом. Этим скорее всего и было обоснованно их ходатайство. В мировой практике в таких случаях принято оценивать степень общественного интереса и взвешивать — какой интерес в данной ситуации важнее. В международном праве это называется «принципом приоритета общественного интереса». Именно благодарю такому взвешенному подходу судов, граждане развитых стран прекрасно осведомлены о всех перипетиях судебных процессов в которые вовлечены высокопоставленные чиновники и члены их семей. В случае с сыном Омуркулова мы видим с одной стороны ценности их частной жизни и частной жизни пострадавших семей. Да, они переживают трагические дни, шумиха вокруг только усугубляет их нравственные страдания. Это важные ценности, не дай бог такому случится ни с кем из нас. Но с другой стороны взглянем на общественный интерес. Тысячи и тысячи разных сынков и дочурок высокопоставленных лиц разъезжают по стране на тяжелых и мощных машинах, не зная толком правил дорожного движения, но точно зная одно, что все разводится, даже убийство. Это угроза, которой подвергаются ежедневно все пешеходы и автомобилисты, наши родители и наши дети. Отец виновника высокопоставленный и влиятельный чиновник. По общему правилу, принятому в развитых странах, частная жизнь публичных лиц представляет общественный интерес и этот интерес должен быть удовлетворен, потому что именно этот рычаг позволяет сдерживать власть от полного развращения. В данном случае общественный интерес представляется более важным и должен быть удовлетворен. Все сказанное выше основано на материальных и процессуальных положениях международного и национального права.
Нурбек Токтакунов