Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В интервью изданию депутат  Жогорку Кенеша, доктор юридических наук, профессор, член наблюдательного совета КТРК (2010-2012), соавтор учебника «Информационное право»  Канат Керезбеков рассказал о международной практике регулирования вопросов, связанных с распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, а также о том, как эти вопросы регулируются в Кыргызстане.

— Вы были соавтором первого учебника по информационному праву в Кыргызстане и знаете проблемы медиа сферы не понаслышке. Сегодня журналисты свободны в выборе тем для освещения, вместе с тем, среди журналистов есть те, которые распространяют недостоверную информацию. Как вы это оцениваете с правовой точки зрения? 

— Действительно, Кыргызстан — демократическое государство, в котором право граждан на свободу слова и информации гарантированы Конституцией, а также созданы благоприятные условия для осуществления журналистской деятельности и деятельности СМИ.

Кыргызская Республика существенно улучшила свои позиции в международном рейтинге «Индекс свободы прессы». По итогам 2016 года, опубликованным авторитетной международной организацией «Репортеры без границ», наша страна занимает 85-место, поднявшись с 2014 года с 88-места. Наши соседи Казахстан занимает 160-место, Узбекистан — 166-место.

Базовыми законами для СМИ в Кыргызстане являются закон «О средствах массовой информации» от 02.07.1992 года, «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 05.12.1997 года и «О телевидении и радиовещании» от 02.06.2008 года. Действует множество иных нормативных правовых актов, косвенно затрагивающих вопросы доступа к информации, ее освещения и распространения в массовых коммуникациях.

Деятельность журналистов регулируется специальным законом «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 05.12.1997 года и рядом норм из вышеперечисленных законов. При осуществлении профессиональной деятельности журналисту предоставлено право собирать, запрашивать, получать и распространять общественно значимую информацию, а также проводить журналистское расследование. На мой взгляд, это важные права. Кроме прав на журналиста возлагаются определенные обязанности, такие как соблюдать законодательство, предоставлять объективную информацию, проверять достоверность подготавливаемых материалов и сообщений, а также уважать права и свободы, честь и достоинство личности.

В соответствии с законодательством, любой гражданин вправе обратиться в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации в случае распространения недостоверных и порочащих о нем сведений. При этом он вправе претендовать на опровержение этих сведений или на публикацию своего ответа, или на компенсацию морального вреда.

При рассмотрении подобных исков суд определяет обстоятельства, имеющие значение для разрешения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации:

  1. распространены ли оспариваемые сведения;
  2. соответствуют ли эти сведения действительности;
  3. порочат ли они честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Только при наличии совокупности данных обстоятельств иск может быть удовлетворен.

Если журналист недобросовестно исполняет свои профессиональные обязанности, он должен нести ответственность. На мой взгляд, это только укрепит в обществе понимание того, что в демократическом государстве высшими ценностями были и остаются права и свободы человека.

СМИ должны соблюдать принципы журналистики, доносить до общества достоверную, объективную, сбалансированную и непредвзятую информацию, не посягая на права и законные интересы личности.

— В таких странах как США, Франция, Германия клевета наказывается штрафами или ограничением свободы. В Кыргызстане же подача исков в суд отдельными сторонами воспринимается как давление на свободу слова. Согласны ли вы с таким утверждением?

— Одним из важнейших достижений демократического Кыргызстана следует отметить декриминализацию уголовной ответственности за клевету и оскорбление. Многие забывают, что это произошло после 2010 года. Так, в 2011 году статья 127 «Клевета» была исключена из Уголовного кодекса Кыргызской Республики, а на основании решения Конституционной палаты Верховного суда в 2013 году статья 128 Уголовного кодекса «Оскорбление» признана противоречащей нормам Конституции страны (ст.20, ст.33), где говорится, что никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности.

В некоторых зарубежных странах предусмотрена не только гражданско-правовая, но и уголовно-правовая ответственность за диффамацию, которая распространяется как на рядовых граждан, так и на должностных лиц разных рангов. Диффамеция (из лат. diffamo «порочу») — это общепринятый в большинстве стран мира юридический термин, под которым понимается правонарушение в виде распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, умаляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан.

В Великобритании клевета расценивается как «преступление против общественного порядка». Во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Испании, Дании и Австрии за клевету  предусмотрен штраф или тюремное заключение. Похожие нормы действуют и в США. В последние годы все чаще прослеживается тенденция к назначению денежных компенсаций по искам о диффамации. Есть страны, в законодательстве которых предусмотрено уголовное наказание за оскорбление первых лиц государства, например, в Германии есть целый ряд статей в Уголовном кодексе, предусматривающий ответственность за оскорбление представителей институтов власти.

Показательна общеевропейская тенденция: в последние годы практика указывает на уменьшение количества уголовных обвинений, связанных с клеветой и оскорблением, которые теперь рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства. Это не случайно, так как законодатель исходил из того, что, лица, позволяющие в угоду своим политическим целям, порочить лидеров страны, фактически проявляют неуважение к народу, который избрал этих лидеров, и подрывают тем самым авторитет институтов государственной власти.

Парламентская Ассамблея Совета Европы в 2007 году приняла резолюцию, основываясь на концепции «мягкого права» с призывом к декриминализации диффамации. И в настоящее время Европейский суд по правам человека признает, что законы об уголовном преследовании за диффамацию не являются «необходимыми в демократическом обществе», и подчеркивает, что при наличии гражданских или административных норм права, которые можно использовать для ограничения свободы слова, уголовное преследование нежелательно. Но включение механизма «мягкого права» в европейских государствах и США не означает, что граждане этих стран или представители СМИ освобождаются от  юридической ответственности за клевету. И это доказывает, что возможность наступления гражданско-правовой ответственности может быть не меньшим сдерживающим фактором, чем риск возбуждения уголовного дела.

Следует отметить, что в мусульманских странах также предусмотрена ответственность за диффамацию. Эти примеры из зарубежной практики показывают, что для государств, опыт демократии которых исчисляется столетиями, важным является защита чести и достоинства каждого человека, и это не зависит ни от социального, ни от политического статуса, включая первых лиц государства. Декриминализация клеветы и оскорбления в Кыргызстане прошла в русле мировых тенденций, и это прогресс в развитии демократии в нашей стране. Я уверен, что в правовом государстве должно быть верховенство права и закона, поэтому подача судебного иска за распространение недостоверной информации и сведений, порочащих честь и достоинство граждан, — это реализация их прав и свобод на защиту, гарантированных Конституцией Кыргызской Республики.

— В развитых странах существуют независимые институты саморегулирования СМИ. Существуют ли такие институты у нас в стране?

— Давайте определимся, что мы понимаем под институтом саморегулирования. Саморегулирование СМИ представляет собой независимое творческое объединение профессионального журналистского сообщества. Оно добровольно определяет принципы профессиональной деятельности посредством кодификации этических стандартов, и создания механизмов обеспечения ответственности журналистов и средств массовой информации перед обществом.

В разных странах имеются разные союзы журналистов. Так, в США действует около 20 журналистских сообществ, среди которых с богатейшим опытом в сфере саморегулирования можно отметить Газетную гильдию, Международную федерацию журналистов и Общество профессиональных журналистов, которое функционирует еще с прошлого века. В Швеции, Норвегии и Голландии органом саморегулирования являются Советы по делам печати. В Великобритании — Комиссии по жалобам на прессу.

Как правило, у большинства крупных зарубежных медиа холдингов есть представители от читателей — пресс-омбудсмены. Они независимы и неподконтрольны руководству. Их задача — слушать публику, принимать жалобы и своевременно реагировать на них. Это тоже один из вариантов реализации идеи саморегулирования. Например, в странах бывшего СНГ также функционируют подобные сообщества: Союзы журналистов, Комиссия по журналистской этике, Общественная коллегия по жалобам на прессу, Национальный пресс-клуб и другие.

В Кыргызстане такие союзы тоже есть, даже три. Одним из первых является Союз журналистов Кыргызстана, основанный еще в 1959 году. Его основная задача заключается в развитии отечественной журналистики. С декабря 2007 года стала действовать Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ. Комиссия рассматривает конфликтные ситуации этического характера, возникающие в журналистской среде, между СМИ и потребителем информации в связи с выполнением журналистами своих профессиональных обязанностей. В конце прошлого года был создан Независимый союз журналистов, насчитывающий около 170 членов. Основная цель Союза состоит в  повышении роли и статуса журналиста в обществе.

Задача института саморегулирования заключается в выработке рекомендаций для повышения уровня квалификации и профессионализма журналистов и ответственности СМИ. Все названные независимые сообщества стремятся обеспечить гарантию свободы слова и свободы прессы, а также поддерживать высокие стандарты плюрализма и этического поведения в журналистике. Их устойчивость и функционирование зависит от соблюдения этических норм.

Эти примеры, на наш взгляд, показывают, что в Кыргызстане есть все условия для реализации как прав и свобод граждан, так и средств массовой информации — имеются весьма понятные и либеральные нормы законов, независимые институты саморегулирования СМИ, активная позиция гражданского сообщества.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект — Кыргызстан является государством, где провозглашено право на свободу вероисповедания, а важное место в любой религии уделяется защите чести и достоинства как отдельной личности, так и сообщества людей.

В религиозных канонах, народных традициях имеются этические, нравственные принципы толерантности, признания равенства людей, защиты достоинства и чести, соблюдение которых повышает в обществе уровень нравственности, духовности, правосознания и напрямую влияет на экономическое благополучие страны.

http://kg.akipress.org/news:1371826?from=portal&place=last