Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

7 января, согласно официальным данным, братья Шериф и Саид Куаши, французы алжирского происхождения, убили в редакции парижского журнала Charlie Hebdo 12 человек, среди которых, помимо сотрудников сми, оказались двое полицейских и случайный посетитель. Чтобы понять, что представлял собой еженедельник «Шарли Эбдо», необязательно знать французский — достаточно посмотреть на карикатуры, которыми, собственно, и славилось издание: сношающаяся Святая Троица, голозадый пророк Мухаммед, лобки и половые члены видных политических деятелей и тому подобная «сатира». Кто-то называет подобное «творчество» свободой слова, а по мне это элементарное недержание речи.

Умереть от смеха

«Шарли Эбдо» — сатира из сортира: в моем пионерском детстве на подобные «художества» (без политической составляющей, конечно) можно было наткнуться в школьном или общественном туалете. Эдакая тупая подростковая бравада — намалевать на стене, пардон, писю, а потом втихаря хихикать над педагогами, пытающимися вычислить «карикатуриста», и над техничкой, тщательно забеливающей «шедевры» известью. Журналисты (если их можно так назвать) «Шарли Эбдо», рисуя писи и попы, понося всех святых, хихикали открыто. И дохихикались. Да, убивать за картинки нельзя, даже за самые паскудные — это против божьих и человеческих законов. Но широкоизвестное «не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет» должен помнить даже атеист. При этом не важно, есть ли Бог вообще. Террористы точно есть, посему на каждого глупца, рисующего голого Пророка, найдется фанатик, взявший на себя обязанность определять, кого, когда и каким способом отправить к праотцам. Реальность, увы, не толерантна даже в государствах, регулярно проповедующих толерантность.

Я человек далеко не религиозный, в загробную жизнь не верю. Одинаковое чувство брезгливости вызывают во мне и разъевшиеся батюшки, внушающие пастве мысль о грехе чревоугодия, и ушлые муллы, «лечащие» бесплодие у прихожанок путем сексуальных домогательств, и католические священники, насилующие мальчиков. Но, как и любому профессиональному журналисту, мне в голову не придет оскорблять не Бога даже (я не в курсе, есть ли он), а религиозные чувства верующих — ни в личных беседах, ни тем более на страницах газеты. В противном случае было бы столь же естественным появление в «МК» веселых шаржей с изображением стекающих по стенам редакции мозгов расстрелянных французских карикатуристов. Обхохочешься.

♦ ♦ ♦

В минувшую субботу МВД КР негативно отреагировало на интервью представителя Духовного управления мусульман Кыргызстана, которое тот дал одному из местных сайтов. Товарищ высказался, конечно, весьма недипломатично, прямо скажем, не как истинный верующий, а именно как фанатик: сами, мол, виноваты, к этому все и шло, только дураки такие карикатуры рисуют и снимают картины наподобие фильма «Невинность мусульман», и вообще, дескать, что это за всеобщий ажиотаж вокруг смерти 12 человек, когда каждый день в Сирии, Ираке и прочих «горячих точках» гибнут сотни людей?!

«МВД осуждает любые проявления терроризма, где бы они ни были совершены, и убеждено, что эти действия ничем не могут быть оправданы,— говорится в заявлении ведомства. — Многие страны мира и их лидеры, в том числе президент Кыргызстана, осудили данное проявление терроризма. Осуждают вооруженное нападение на редакцию журнала «Шарли Эбдо» и многие мусульманские лидеры. Ни одна религия мира не проповедует убийство и насилие. Основа всех религий — мир и созидание, ислама в том числе. Истинные мусульмане не проповедуют насилие и не стали бы совершать убийства… В Кыргызстане же представитель ДУМК расценивает действия нападавших лиц как безысходное положение и ответную реакцию на публикации издания и считает, что масштабы произошедшей трагедии преувеличены мировым сообществом, тогда как в других частях света погибают миллионы людей в различных конфликтах. В этой связи МВД КР призывает воздерживаться от расплывчатых и необоснованных комментариев вокруг вопросов, связанных с терроризмом и экстремизмом». Ну, и в качестве напоминания сообщается, что в Уголовном кодексе КР предусмотрена ответственность за публичное оправдание терроризма.

Имам главной тегеранской мечети аятолла Ахмед Хатами высказался примерно в том же духе, но «изящнее». Он хотя и осудил теракт, заявив, что «ислам не приемлет убийство невинных людей», зато попутно бросил камень в американский огород: дескать, убивать никому не позволено ни в Париже, ни в Сирии, ни в Йемене, ни в Ираке, ни в Пакистане, ни в Афганистане. И добавил, что массовые убийства, устраиваемые террористами, проводятся на деньги, «поступающие из Америки, Великобритании, ЕС», посему Запад, поддерживающий террористов, сегодня пожинает плоды собственной политики двойных стандартов.

Правящее в секторе Газа движение палестинских исламистов ХАМАС осудило теракт безоговорочно, заявив, что «никакие расхождения во мнениях не могут служить оправданием убийства мирных людей».

Дипломатично высказалось и Духовное управление мусульман РФ. Там выразили глубокие соболезнования родным погибших, заявили, что скорбят о мертвых и молятся о раненых. Прозвучал также призыв к журналистам всегда помнить о важности произнесенного и напечатанного слова, поскольку они влияют на общественное сознание, поэтому как никто должны соблюдать внутреннюю цензуру и уважать чувства людей иной культуры. «Возможно, грех провокации не менее опасен для мира, чем грех тех, кто на эту провокацию способен поддаться, — указывается в сообщении. — Оскорбление чувств верующих недопустимо, как и недопустимы любые проявления экстремизма, любое посягательство на жизни мирных людей. Терроризм не имеет оправдания».

Это бесспорно. Хотя дело тут не столько в оскорбленных чувствах исламских радикалов, сколько в принципе: экстремисты ведь убивают и тех, кто не рисует никаких карикатур. Еще Экзюпери в «Планете людей» говорил, что «логически можно доказать все что угодно, прав даже тот, кто во всех несчастьях человечества вздумает обвинить горбатых. Довольно объявить войну горбатым — и мы сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы начнем жестоко мстить горбунам за все их преступления. А среди горбунов, конечно, тоже есть преступники». Теоретически, если сегодня оправдать действия напавших на редакцию исламистов скабрезностью карикатур, завтра придется оправдывать тех, кто решит уничтожить всех горбунов (или, скажем, сиамских близнецов) по той, например, причине, что они созданы вовсе не по «подобию божьему» — не может же Всевышний быть горбатым.

♦ ♦ ♦

Ну и еще один важный аспект, о котором говорят многие эксперты. Франция, как весьма толерантное государство, с одной стороны, отстаивает право журналистов на далеко не толерантное творчество, преподнося откровенную похабщину как свободу слова. Несколько лет назад «Шарли Эбдо» выиграл судебный процесс по иску представителей мусульманских общин, возмущенных карикатурами на пророка Мухаммеда. Еженедельник не только перепечатал 12 карикатур из датской газеты «Юлландс-постен», но и дополнил «картину» десятками новых, собственного «изготовления». Позднее редакция подготовила спецвыпуск, посвященный победе исламистского движения «Ан-Нахда» на выборах в Тунисе, изменив название на «Шариат эбдо» и объявив главным редактором опять же Пророка. Из-за этой выходки редакция подверглась нападению: в результате случившегося пожара выгорело несколько помещений. Тем не менее упертые карикатуристы продолжили свою «художественную деятельность». Руководство и сотрудники журнала не раз заявляли, что для них нет запретных тем, они высмеивают все религии, и только мусульмане почему-то реагируют на карикатуры резко негативно. Но что в этом может быть удивительного при том количестве французских граждан, которые исповедуют ислам? Иммигранты, приехавшие в страну в последние три-четыре десятка лет, приняли ее гражданство, но не приняли так называемые европейские ценности.

Те же братья Куаши, расстрелявшие редакцию и убитые в ходе спецоперации, как уже писалось выше, французы алжирского происхождения. Сироты, выросшие в местном детском доме, по словам его директора, не входили в категорию трудных подростков, хлопот особых не доставляли, хорошо «интегрировались в социальную жизнь». Однако же оба, по данным спецслужб, вошли в радикальную исламистскую группировку «Бют Шомон», старший прошел обучение в одном из университетов радикального ислама в Йемене, тренировался в лагерях «Аль-Каиды», принимал участие в боях салафитов против шиитской полиции. Младший и вовсе в 2008 году был приговорен во Франции к тюремному заключению за участие в организации отправки молодых людей на джихад в Ирак в 2006–2008 годах.

Не секрет, что во Франции существует разветвленная вербовочная сеть, которая «засасывает» огромное количество рекрутов для борьбы с неверными. Это показало и расследование, не так давно проведенное журналистом газеты Liberation: французские граждане в качестве членов различных террористических организаций активно участвуют в боестолкновениях на территории Сирии. И даже если после возвращения они попадают в тюрьму, то успешно «радикализируют» заключенных. При этом толерантные французские чиновники возражают против идеи изолировать заключенных исламистов в специально построенных для них тюрьмах и не возражают против свободы, точнее, разнузданности журналистского слова. Но в таком случае Франции остается готовиться к дальнейшему подсчету трупов, которые непременно будут.

http://www.mk.kg/articles/2015/01/13/umeret-ot-smekha.html