«Кыргызстан в Центральной Азии – это хороший пример того, что даже условно свободная четвертая власть не способна что-либо изменить в обществе, если не работают ключевые институты, практики государства западного образца, а главное отсутствует «гражданское общество собственников» в широкой массе», — политолог Денис Бердаков, специально для CABAR.asia, рассматривает проблемы развития медиасферы Кыргызстана.
В Министерстве юстиции Кыргызстана зарегистрировано более полутора тысяч СМИ, однако подавляющее большинство из них не функционируют. Наиболее распространенная причина – отсутствие финансирования. Реально работающих редакций, оказывающих влияние на медиа пространство республики – около 210.
Надо сказать, что эта цифра непостоянная и регулярно меняется, так как часть изданий закрывается, другие выходят на рынок. Большая часть изданий – печатные (то есть газеты и журналы) 159, телевизионных каналов — 25, радиостанций — 26.
Основной язык вещания – кыргызский, на втором месте — русский язык. Другие языки представлены в газетах и радио. Во всех регионах, в том числе в Бишкеке, где сконцентрирована большая часть СМИ, характерно превалирующее число газет. Это обусловлено финансовой рациональностью: по сравнению с радио и, особенно, телевидением, газеты – менее финансово затратный вид СМИ.
Виды СМИ в Кыргызстане: тенденции и особенности
Газеты
Большинство газет выходят один раз в неделю на 16 полосах, в регионах распространены восьмиполосники. К ежедневным можно отнести «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана», «Российская газета» и «Комсомольская правда», они выходят 4 раза в неделю.
В регионах некоторые издания публикуются один раз в две недели и даже один раз в месяц. Самые высокие тиражи газет издаются в Бишкеке. Например, тираж развлекательной газеты «Супер Инфо» доходит до 90 тысяч экземпляров. Также существует десять газет, чьи тиражи выше 10 тысяч.
Однако, в последнее время для всех печатных СМИ характерно падение тиражей. Лидер по продажам «Супер Инфо» потерял около 10 тысяч экземпляров, сейчас ее тираж составляет порядка 80 тысяч. Интересно, что государственная газета «Слово Кыргызстана» на протяжении нескольких лет не указывает свой тираж. Об этом нарушении закона о СМИ неоднократно сообщали неправительственные организации, которые работают в сфере медиа, однако газета продолжает скрывать эту информацию.
В регионах тиражи еще скромнее: от тысячи до трех тысяч экземпляров. Падение интереса к печатным СМИ среди читателей приводит к потере рекламодателей и финансовой неустойчивости изданий, поэтому они вынуждены искать финансовую подпитку среди политиков или у государства. Больше половины печатных изданий называют себя полностью или частично зависимыми от владельцев. Это приводит к тому, что учредители диктуют условия редакционной политики, наполняя газеты готовыми точками зрения на ту или иную проблему. Как правило, владельцами СМИ выступают государственные органы, местные органы власти, оппозиционные или лояльные к власти политики. Представители бизнеса иногда покупают СМИ, но этот шаг трактуется не как вложение в бизнес, а как попытка заняться политикой.
Телевидение
В Кыргызстане вещают более 25 каналов. Согласно законодательству не менее 50% эфира должны составлять передачи на кыргызском языке. Однако, создание собственного контента на госязыке, учитывая небольшие размеры рекламного рынка, является слишком дорогостоящим занятием.
В целом лишь половину эфирного времени занимают собственные передачи, остальное – это ретрансляция других телеканалов. Лидером по производству контента является государственный телеканал ОТРК, а также ЗАО «5 канал».
Переход на цифровое вещание позволил каналам расширить охват телезрителей. Если еще несколько назад в некоторых областях на юге республике не было ни одного отечественного канала, сегодня эта проблема решена.
Радиостанции
Так как подавляющее количество радиостанций работают в формате музыкального плеера и развлекательных шоу, то политическая информация со своими акцентами формируется радио, которыми владеет государство или международные государственные медиа-холдинги. Радио «Азаттык», «Марал FM», «Биринчи радио», «Радио Sputnik» в своем эфире не только передают актуальную информацию, но и формируют определенное отношение к политическим процессам, которые происходят в республике.
Медиа сфера: агитация и развлечение.
Изначально маленький рекламный рынок и отсутствие государственного заказа Кыргызстана сформировал специфический медиа ландшафт республики.
В 2015 г. рынок интернет рекламы составлял по примерным оценкам 1,5 млн. долларов США в год. По данным Агентства «Эксперт» за 2014 г. рынок всей рекламы Кыргызстана, рассчитываемый по прайс-листам, оценивался в 19 млн. долларов в год. Учитывая, что затраты на функционирование одного общенационального телеканала составляют от 1,5 до 4 миллионов долларов в год можно понять, что недостающие средства для функционирования СМИ – это политическая реклама и дотации СМИ владельцами, от чьей политической ориентации зависит редакционная политика.
Самоокупаемые телеканалы, как правило, представляют читателям качественно иной контент и основа его – это развлекательные программы и ретрансляция популярных российских развлекательных телеканалов «Перец», «ТНТ».
В качестве правительственных в общереспубликанском масштабе существуют две главные газеты – кыргызскоязычная «Кыргыз Туусу» (тираж номера 5 тысяч экземпляров, выходит два раза в неделю) и русскоязычная «Слово Кыргызстана» (выходит два раза в неделю, тираж номера 6 тысяч, также выпускает популярное пятничное приложение под названием «В конце недели» тиражом в 20 тысяч экземпляров). В региональном масштабе в качестве печатных органов местных государственных администраций выходят 48 районных, 11 городских и 11 областных газет. В республике всего 7 областей, 46 районов и 11 городов.
Общереспубликанское правительственное телевидение и радио представлены КТРК — Кыргызская телерадиовещательная корпорация, которая вещает ежедневно из Бишкека на всю республику. В административных центрах каждой области работают областные отделения гостелерадиокорпорации.
Все эти правительственные СМИ финансируются из местного и государственного бюджета. В связи с этим все они без исключения полностью зависимы от воли местной и государственной власти. Все они беспрекословно исполняют волевые установки районных, городских, областных и республиканских руководителей. В виду этого содержательная часть этих СМИ не пользуется спросом у потребителей информации (отсюда мизерные тиражи и низкие рейтинги). В периоды парламентских и президентских выборов, а также в моменты обострения общественно-политического противостояния властям со стороны гражданского общества (пикеты, митинги, политические голодовки, демонстрации) они становились рупорами подавления инакомыслия.
Стоит отметить, что за последние годы самый популярный телеканал страны – КТРК под управлением известного медиа эксперта Илима Карыбекова демонстрирует значительные позитивные сдвиги в качестве развития семейства телеканалов, технической оснащённости, но говорить о подлинно общественном телеканале не приходится — регулярно в эфире транслируются однобокие, провластные, явно политически мотивированные сюжеты. Все-таки не может быть объективного СМИ в обществе, которое сверху донизу пронизано политическими клиентско-патронажными сетями и родственными связями.
Среди газет существует большая конкуренция, при этом государственные печатные издания, чувствуя поддержку государства, не слишком активно борются за читателей и рекламу. В будущем тенденция сокращения тиражей сохранится, но в ближайшие годы газеты, все же будут существовать, несмотря на убыточность.
Среди телевизионных каналов преобладают государственные компании. Все они существуют за счет дотаций государства и, соответственно, при необходимости выполняют ту задачу, которая поставлена перед ними властью.
Самыми свободными СМИ являются интернет издания, благодаря своему неустановленному законом статусу. Среди них больше откровенно оппозиционных СМИ. Но одновременно с этим процент финансово независимых интернет изданий ниже, чем газет, ТВ или радиостанций.
Законодательство и свобода слова
В 2011 г. была отменена уголовная ответственность за распространение ложной информации. Это сыграло позитивную роль в развитии свободы слова в Кыргызстане. Однако, спустя всего пару лет депутаты попытались вернуть статью в уголовный кодекс. Галина Скрипкина, депутат от СДПК предложила сажать журналистов «за заведомо ложный донос». По ее мнению журналисты пишут, что хотят, и порой портят не только имидж отдельных личностей, но и целого государства. Под натиском общественного мнения закон был отозван, но уже через год депутат от фракции «Ар-Намыс» Эристина Кочкарова вновь подняла этот вопрос. Правда, в ее редакции уголовная ответственность предусматривается не для журналиста, а для лица, которое сообщило в СМИ ложную информацию. Такой вариант закона был утвержден Жогорку Кенешем и президентом. (Прим «Институт Медиа Полис»: Решением Конституционной Палаты от 14.01.2016г недействительные сообщения в СМИ не признаются основанием к привлечению к ответственности по статье 329 УК КР. Более подробно: http://constpalata.kg/wp-content/uploads/2015/01/Umetalieva-NPO-NKO-111.pdf)
В этом же году министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение законопроект, который приравнивает к СМИ интернет-ресурсы. Закон, в конце концов, так и не был принят и интернет издания по-прежнему являются нерегламентированными законом. В настоящее время в парламенте рассматривают еще два документа о средствах массовой информации. Первый предлагает запретить гражданам иностранных государств становится учредителями и владельцами СМИ, второй обязывает телекомпании получать лицензию на работу.
По данным рейтинга свободы слова «Репортеры без границ», Кыргызстан занимает 85 место из 179 стран. Последняя строчка досталась Северной Корее, а первая – Финляндии. Что касается ближайших соседей, то их Кыргызстан оставил далеко позади. Россия занимает 148 место, Таджикистан – 150, Казахстан — 160, Узбекистан – 166 место.
Улучшения ситуации в области свободы слова отмечают не только международные исследователи, но и отечественные журналисты. Если во времена президентства Курманбека Бакиева неугодные журналисты подвергались физическому и моральному давлению, их избивали и даже убивали, то теперь таких случаев нет. Вместо «грязных» приемов, власть ведет борьбу с журналистами законными методами – это разъяснительные беседы и в крайних случаях — суды.
Ирина Карамушкина, депутат Жогорку Кенеша просила 5 млн. сомов в качестве компенсации морального вреда после статьи, опубликованной в «24.kg». Суд снизил сумму требования до 5 тысяч сом. В 2015 г. Генеральная Прокуратура обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства президента Алмазбека Атамбаева. С оппозиционного журналиста просили взыскать 2 млн. сом. Суд полностью удовлетворил требование прокуратуры. Издательский дом «Вечерний Бишкек» проиграл экс- зам.руководителя аппарата президента И. Ильмиянову дело о защите чести и достоинства на 1,8 млн. сом.
Известный в Кыргызстане бизнесмен Эркин Мамбеталиев в 2015 г. судился с «Вечерним Бишкеком», посчитав, что его честь и достоинство пострадали после публикации открытого обращения коллектива «Вечерки», где его назвали «членом ОПГ». Ущерб он оценил в 50 млн. сом. Уже в этом году Э.Мамбеталиев подал в суд на другого журналиста Адиля Турдукулова. Сумма взыскания пока неизвестна.
И это далеко не полный список судебных дел против журналистов и изданий. Интернет издание «Акипресс», «Азия Ньюс» и другие СМИ постоянно судятся с представителями власти и бизнесменами. Как правило, пострадавшая сторона требует опровержения, финансовое возмещение морального вреда случается намного реже.
Наиболее яркая иллюстрация борьбы власти и журналистов произошла в 2015 г. После ряда судебных тяжб владелец издательского дома «Вечерний Бишкек» Александр Ким был лишен своей доли. 65% акций газеты и 50% рекламного агентства перешли в руки бывшим совладельцам Александра и Галины Рябушкиных. Во время судебных разбирательств против крупнейшей русскоязычной газеты была развернута настоящая информационная кампания в государственных СМИ. Журналисты «Вечерки» усматривали в происходящем вмешательство властей и, в частности, аппарата президента. Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции по итогам года заверил, что судебные дела носят лишь хозяйственный интерес и к политике отношения не имеют. После смены учредителя, большая часть творческого коллектива покинули редакцию, организовав другой интернет-проект Zanoza.kg.
Из-за неустановленного законом статуса интернет-изданий именно они сегодня являются наиболее свободными представителями СМИ. Вместе с тем, на оппозиционных (не всегда это значит объективных и соблюдающих хотя бы минимальные нормы верификации, беспристрастности в своих материалах) журналистов время от времени происходит давление со стороны отдельных чиновников или групп влияния в политике.
Еще один метод борьбы с неугодными журналистами – лишение аккредитации и запрет на посещение некоторых мероприятий. Махинур Ниязову и Дарью Подольскую лишили аккредитации в Жогорку Кенеш, некоторые СМИ не приглашают на мероприятия с участием президента. На последней пресс-конференции Алмазбека Атамбаева его спросили, почему некоторым журналистам отказано в аккредитации. По его мнению, персоны нон грата «не являются журналистами, а работают пиарщиками своих хозяев». Речь шла о журналистах оппозиционной газеты «Республика», телеканала «Сентябрь» и интернет издания «Фергана».
Тем не менее, названные оппозиционные издания продолжают публиковаться и выходить в эфир, власть не пытается закрыть их или препятствовать работе. Внутри редакционных коллективов, как правило, также нет жесткого давления на журналистов во время написания материалов.
Уровень подготовки журналистов
Согласно исследованию общественного объединения «Журналисты», редакторы изданий могли легко ответить на вопрос, есть ли у их сотрудников высшее образование. Но ответить, по какой специальности выдан диплом, затруднялись. Образование в области журналистики не является определяющим параметром при найме на работу. Как правило, руководителей СМИ больше интересуют навыки и умения сотрудников. Однако, в целом можно отметить невысокий уровень образования среди журналистов Кыргызстана. Низкий уровень журналистов Кыргызстана объясняется небольшой оплатой труда в профессии: от 4 до 16 тысяч сом. Практически во всех средствах массового информации заработная плата журналиста ниже средней зарплаты по региону. В республике отмечалось несколько случаев, когда работники СМИ саботировали рабочий процесс, требуя повышения зарплаты. Первый раз это были журналисты НТС, во второй раз – ЭлТР.
Самые высокие зарплаты отмечаются у работников информационных агентств, далее следуют радиожурналисты. Самая низкая оплата труда у газетчиков и телевизионщиков.
Выводы
Для СМИ Кыргызстана основной проблемой в развитии как качественной журналистики (на русском и кыргызском языках), так и свободы мнений остается вопрос финансового обеспечения. Местный рекламный рынок не способен в силу ряда объективных причин генерировать достаточный денежный поток, чтобы СМИ, особенно телеканалы, стали окупаемы и хотя бы частично независимы.
Так как почти все сайты живут на дотациях местных политических групп, и их позиция часто даже оппозиционная и резко критическая по отношению к президенту, парламенту, отдельным чиновникам – это всего лишь проявление внутриэлитных противоречий, а не борьба «четвертой власти» за прозрачность и подотчетность власти.
Если сравнивать с Казахстаном, где государство обладает достаточными ресурсами, чтобы формировать информационную повестку дня для значительной части населения, и Кыргызстаном, где финансовых средств государства хватает для контроля над незначительной частью СМИ, то сложно сказать какая модель представляет большую пользу для общества. Государственная пропаганда в Казахстане, делающая упор на положительные моменты в развитии государства и скрывающая недостатки чиновников, коррупцию и т.д. либо деструктивная модель СМИ Кыргызстана, которых не слышит власть, а общество обрело иммунитет к СМИ, которые ради траффика, просмотров, тиража, политических амбиций своих хозяев делают упор на заказных материалах, негативной информации, убийствах, криминальных сводках.
Но одно можно зафиксировать точно — Кыргызстан в Центральной Азии – это хороший пример того, что даже условно свободная четвертая власть не способна что-либо изменить в обществе, если не работают ключевые институты, практики государства западного образца, а главное отсутствует «гражданское общество собственников» в широкой массе, которое создает оплачиваемый запрос на расследовательскую, аналитическую журналистику.
Автор: Денис Бердаков, политолог (Кыргызстан, Бишкек)