Депутаты парламента Кыргызстана вновь решили поучить журналистов, как писать статьи и снимать сюжеты о трудовых буднях ЖК. А заодно и как подавать широкой общественности «словесные перлы» нардепов. С гневным посылом в адрес прессы выступила вице-спикер от «Ата-Журта» Надира Нарматова. Она призвала давать аккредитацию в Жогорку Кенеш только тем корреспондентам, которые «правильно освещают работу парламента». Депутат посетовала, что многие сотрудники СМИ не так цитируют «глубокомысленные изречения» слуг народа и искажают их суть.
У нардепов уже вошло в привычку винить в своем косноязычии и неумении формулировать мысли (видимо, из-за отсутствия оных) журналистов, а советы «не пенять на зеркало» воспринимать в штыки. То их не так поняли, то не так перевели, и вообще они не это имели в виду. Еще в тренде – подозревать журналистов в исполнении «политического заказа». Мол, если написал не так, как угодно небожителю с мандатом, покритиковал, указал на привычку частенько путать свой карман с государственным, значит «заказали» недруги.
Провести же работу над ошибками, естественно, в голову не приходит. Дескать, из-за СМИ создается «негативное мнение о том, что делают народные избранники». Хотелось бы поинтересоваться у госпожи Нарматовой: а что, собственно, такого полезного она и ее коллеги сделали?
«Почему пресс-служба, аппарат парламента не контролируют, что пишут журналисты о депутатах? Почему не проверяете их жизненный опыт, стаж работы? Я, выступая на прошлом заседании парламента, привела в пример кыргызскую пословицу, а меня журналисты неправильно поняли, теперь обо мне одна из кыргызскоязычных газет опубликовала статью с коллажем», — возмутилась Надира Нарматова.
С критикой в адрес сотрудников СМИ выступила и член фракции партии власти (СДПК) Эркингуль Иманкожоева, отметив, что журналисты выходят за рамки этики. Стоит ли напоминать, что одной из идей чествуемой ими же «апрельской революции» была приверженность свободе слова?
Однако вернемся к Надире Нарматовой. По ее словам, пресс-служба Жогорку Кенеша должна контролировать информацию парламентских корреспондентов и лишать недобросовестных журналистов аккредитации. Интересно, а что такое жизненный опыт в понимании Нарматовой? Количество браков, детей или наличие порочащих связей?
Затронула член «Ата-Журта» и языковой вопрос. Надира Нарматова упомянула, что при выдаче аккредитации неплохо проверять и знание кыргызского журналистом, дабы не было потом отсылок на неправильный перевод. Стоит отметить, что на качество услуг парламентских толмачей жалуются и сами народные избранники, не владеющие в совершенстве языком Манаса.
Член фракции «Ар-Намыс» Эристина Кочкарова как-то заявила, что из-за плохого перевода она попала в глупое положение, выскочив к микрофону сразу после выступления Исмаила Исакова и начав его распекать. «Но, как выяснилось, он говорил совершенно о другом, смысл его выступления исказил переводчик», — сокрушалась нардеп.
Между тем заявления о том, что в ЖК надо аккредитовать только кыргызскоговорящих сотрудников СМИ, звучат постоянно. Коллега и однопартиец Нарматовой Улукбек Кочкоров требовал пускать в ЖК только тех журналистов, кто на 100 процентов понимает госязык.
Ему вторила и Урмат Аманбаева. Уже, кстати, не депутат, а обвиняемая в коррупции. И это звучит на фоне углубляющейся дружбы с Россией и помпезным вхождением КР в ЕАЭС. Добавьте к этому и то, что наши власти (да и нардепы туда же) не гнушаются постоянно клянчить деньги и поддержку у Москвы, уверяя «большого брата» в безоглядной любви, преданности и безграничном уважении. Конституция КР и вовсе наделяет русский язык статусом официального. Вот только нашим народным избранникам, похоже, плевать на Основной закон, раз требуют, чтобы в парламенте де-факто ущемляли по языковому принципу.
К слову, изначально правила аккредитации для журналистов, откорректированные в 2010 году, нарушали все мыслимые нормы. Причем только «пятый» отличается таким рвением – препятствовать представителями СМИ в исполнении их профессиональных обязанностей.
Сразу после получения заветных мандатов нардепы принялись «строить» прессу. Тогда же распоряжением спикера ЖК Ахматбека Келдибекова они наделили себя правом лишать журналистов аккредитации. Формулировка была такой: «Если им или редакцией распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство Жогорку Кенеша, коалиции большинства, фракций, комитетов и депутатов». Сразу после принятия правил аккредитации эксперты настойчиво советовали парламентариям заглянуть в Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста», где четко указано, что преследование сотрудника СМИ за публикацию критических материалов не допускается. Не говоря уже о Конституции КР. Право на свободу выражения мнения, свободу слова и печати тоже никто не отменял.
Со сменой торага ситуация не изменилась, а даже усугубилась. Этот созыв стал рекордсменом по количеству отказов и лишений аккредитаций только за то, что «про них плохо написали».
«Заявления депутатов, что разрешение на освещение деятельности парламента можно давать только тем журналистам, которые «правильно пишут», нельзя реализовать. Конституция КР гарантирует каждому право на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации. Законодательством запрещено вмешательство в профессиональную деятельность журналиста и преследование его за публикацию критических материалов», — напоминает юрист ОФ «Институт Медиа Полиси» Алтынай Исаева.
Однако, несмотря на все увещевания, депутаты продолжают попирать законы, и «позорный список» репортеров, у которых отобрали аккредитацию за их критические публикации и сюжеты, не сокращается.
Первыми, кого лишили доступа в ЖК по требованию экс-торага Келдибекова, были журналисты Пятого канала. Летом 2011 года они выпустили в эфир репортаж о вояже на Бали делегации слуг народа во главе со спикером. После того как скандал утих, а самого Келдибекова из кресла спикера попросили, съемочные группы «оранжевой кнопки» смогли свободно ходить на парламентские заседания.
Корреспондентов этого канала вновь хотели ограничить в правах в январе 2013 года, когда в эфире «Пятого» показали сюжет из зала суда, где рассматривалось дело в отношении троих членов «Ата-Журта» — теперь уже экс-депутатов Камчыбека Ташиева, Садыра Жапарова и Таланта Мамытова. С инициативой «не пущать» журналистов Пятого канала выступила Жылдызкан Джолдошова.
До этого ограничили доступ на заседания депутатской комиссии по мародерам репортерам телеканала НТС. Они попали в немилость к парламентариям за сюжеты о членах фракции «Ата Мекен», подозреваемых в разграблениях домов Бакиевых и их приближенных.
В марте 2013 лишили аккредитации обозревателя еженедельника «Общественный рейтинг» Эрика Исраилова. Он повздорил в соцсетях с членом «Ар-Намыса» Турсунбаем Бакиром уулу, указав последнему на его националистические выпады. В результате депутаты комитета по регламенту ЖК и депутатской этике указали журналисту на дверь, а дискриминационные высказывания коллеги проигнорировали.
После забрали аккредитацию у парламентских корреспондентов ИА «24.kg» Дарьи Подольской и Юлии Костенко. На этот раз против выступил нардеп Игорь Гусаров, член «Ар-Намыса». Парламентарию не понравилось, что журналисты написали про его многотысячные задолженности за электроэнергию и нелюбовь платить налоги. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения Гусарова, стала статья о махинациях в «Ар-Намысе» при утверждении главы ГРС.
Еще одному корреспонденту ИА «24.kg» — Махинур Ниязовой угрожает лишением аккредитации социал-демократ Ирина Карамушкина. Последняя питает к информагентству «особо трепетные чувства» и судилась с ресурсом за информацию о ДТП с участием ее водителя, по вине которого погиб человек. Депутат требовала в качестве возмещения морального ущерба 5 миллионов сомов. Суд остановился на 5 тысячах.
Стоит отметить, что в сентябре 2011 года, когда лишали аккредитации Пятый канал, Ирина Карамушкина заявляла, что лишение аккредитации СМИ – это прямое нарушение всех законов и регламента Жогорку Кенеша…
Народные избранники, увы, так и не научились воспринимать СМИ как «зеркало» и пытаются загнать прессу под каблук. Забывая при этом, что парламентские корреспонденты не обслуживающий персонал и не их пресс-секретари. Журналист не обязан рисовать красивый образ Жогорку Кенеша, с восторгом поддерживать глупые инициативы и восхищаться низким профессионализмом народных избранников, заниматься строительством «потемкинских деревень». Эти функции возложены на пресс-службу ЖК КР.
Стоит напомнить небожителям, что сегодня, по данным организации «Репортеры без границ», СМИ Кыргызстана считаются самымисвободными в Центральной Азии, обгоняя многие страны СНГ. И это пусть и незначительное, но достижение похерить особого труда не составит. Неужели именно к этому и стремятся депутаты?