Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

До апреля 2013 года в кыргызском законодательстве социальной рекламе была посвящена одна статья №18. В ней говорилось, что «социальной рекламой» считается реклама, которая представляет общественные и государственные интересы и   направлена на достижение благотворительных целей. Условия   производства и распространения такой рекламы были приравнены к коммерческой рекламе. Это соответственно затрудняло продвигать социально значимые вопросы и задачи,  решать актуальные проблемы здравоохранения, образования и социальной сферы, поскольку, как правило, продвижением социальной рекламы занимаются некоммерческие организации.

 

Дополнения, которые были внесены 26.04.2013 г. в  закон КР «О рекламе», расширяют понятие о социальной рекламе и описывают механизм ее производства и распространения. Инициаторы таких изменений заявляют, что с помощью социальной рекламы  будут популяризироваться общественные задачи, функции, проекты, программы и услуги, оказываемые республиканскими и местными государственными институтами.

 

Указанные дополнения выразились в виде целой главы «Социальная и государственная реклама»,  где определены порядок производства и условия размещения социальной рекламы, ее стоимость и время размещения, льготы для производителей и распространителей  и  основание для отказа в производстве и размещении социальной рекламы. Теперь понятие «социальной  рекламы» более полно раскрывается.

«Социальная реклама — реклама, продвигающая общественный интерес и направленная на достижение социально полезных целей, выражающихся:

— в формировании культуры поведения;

— в формировании толерантного отношения общества к отдельным социально уязвимым группам населения;

— в соблюдении прав человека и гражданина и искоренении всех форм дискриминации;

— в снижении уровня преступности и коррупции;

— в профилактике и лечении заболеваний;

— в предупреждении распространения наркотизма;

— в побуждении населения к соблюдению требований личной и общественной безопасности;

— в повышении осведомленности граждан о рисках бедствий природного, техногенного, биолого-социального, социального, конфликтогенного характера;

— в охране окружающей среды;

— в охране памятников природы, истории, культуры, искусства и науки;

— в сохранении культурного и национального многообразия в стране;

— в поддержке материнства и детства, улучшении демографической ситуации в стране;

— в развитии и поддержке культуры меценатства и благотворительности».

 

В соответствии с законодательством производство социальной рекламы  осуществляется на льготных условиях. Стоимость услуг по производству социальной рекламы не должна превышать 50 процентов от стоимости аналогичных услуг, оказываемых   рекламопроизводителями по производству коммерческой рекламы.

 

Рекламораспространители, государственные и муниципальные, включая  государственные и муниципальные   СМИ, осуществляют распространение социальной рекламы на безвозмездной основе.   Частные СМИ и иные рекламораспространители осуществляют распространение социальной рекламы на льготных условиях. Стоимость оказываемых услуг по распространению соцрекламы не должна превышать 50 процентов от стоимости аналогичных услуг при распространении коммерческой рекламы.

 

Распространение социальной рекламы должно осуществляться:

— в эфирах телерадиокомпаний с 8.00 до 23.00 часов либо в специализированных блоках социальной рекламы в период с 18.00 до 23.00 часов;

— на печатных площадях нечетных страниц;

— на рекламных площадях, расположенных в центральных частях населенных пунктов либо в местах массового скопления людей.

 

Рекламодатель должен в письменной форме известить рекламораспространителя о желании разместить социальную рекламу за 30 дней до даты предполагаемого срока размещения. К письменной заявке на рекламу должны быть приложены образцы социальной рекламы. Рекламораспространитель в течение 10 рабочих дней дает письменный ответ на заявку рекламодателя.

 

Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем, являются предпочтительными.   Рекламораспространители обязаны выделять для размещения социальной рекламы рекламную площадь в пределах лимита — 5 процентов в месяц от общего объема рекламных площадей, которые были использованы в предыдущем месяце.

 

Очередность размещения социальной рекламы в пределах лимита определяется рекламораспространителем на основании полученных письменных заявок от рекламодателей. При превышении лимита приоритет имеют те рекламодатели, чьи письменные заявки поступили раньше остальных.

 

Рекламораспространители должны в равной мере распределять рекламную площадь в пределах лимита для размещения социальной рекламы в течение месяца. При этом рекламная площадь в пределах лимита должна в равной мере распределяться для всех рекламодателей, обратившихся с письменной заявкой о размещении социальной рекламы в установленные сроки.

 

Но рекламопроизводители и рекламораспространители имеют право отказать рекламодателю в производстве и размещении социальной   рекламы в случаях, если она:

— содержит наименования коммерческих организаций и их логотипы, фамилии и имена индивидуальных предпринимателей, наименования и образы товарных знаков, конкретных марок (моделей, артикулов) товаров и услуг;

— содержит упоминания политических партий и их символы, лица или групп лиц, преследующих политические цели;

— нарушает законодательство об авторских и смежных правах;

— нарушает права и свободы человека;

— не соответствует техническим требованиям рекламораспространителей;

— имеет длительность более 1 минуты либо превышает имеющиеся размеры рекламной площади.

Отказ должен быть мотивированным и последовать в письменном виде не позднее 10 рабочих дней после поступления заявки.

Отказ должен содержать следующие сведения:

— указание конкретных ссылок на нормы законодательства КР, на основании которых отказано в производстве и размещении социальной рекламы;

— способы и порядок обжалования отказа в производстве и размещении социальной  рекламы.

 

Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси.

http://medialawca.org/posts/04-09-2013/74597.html