Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!
В эпоху глобализации и стремительного развития технологий изменились подходы к понятию суверенитета, поскольку все границы фактически стираются, разрушительные войны становятся бессмысленными, им на смену приходит информационное оружие.

Информационная война (англ. Information war)1 – это целенаправленные действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам, информационным системам.

Каждая информационная война по-своему уникальная и индивидуальна, потому что меняются медиа, меняется аудитория, меняется ее восприятие реальности. Но цель таких информационных операций остается неизменной — сделать из оппонента серьезного врага, который не только ужасает своим присутствием, но и предвещает далеко идущие последствия.

Анализ развития информационного противоборства в 21 веке выявил, что цели могут подвергаться различному воздействию, а не только техническому, как это преподносят многие теории. К примеру, электронно-коммуникационная сеть может быть повреждена или уничтожена, ее программное обеспечение повреждено в результате вирусной или хакерской атаки, и из нее может быть похищена важная информация. Такой комплекс информационной атаки, по сути, является гибридным, преследующим одновременно несколько целей.

Информационные войны уникальны тем, что нельзя определить момент начала войны и окончания, а также трансграничность, то есть определить возможность проведения активных действий на территории противника без нарушения ее границ. Но в некоторых случаях информационная война рассматривается как обеспечение государственных интересов информационными средствами деструктивного воздействия. С другой стороны, поражение противника при помощи любой цели, в том числе и информационной войны, противоречит принципу суверенного равенства государств.

По оценкам зарубежных источников, сейчас более чем 120 стран мира создают разные модели информационного оружия и вовлечены в информационное противоборство. В настоящее время используются гибридные типы информационных войн. Это когда воздействие направляется на несанкционированный доступ и дезорганизацию работы электронных служб с одновременным манипулятивным влиянием на аудиторию.

С другой стороны, государства оперативно разрабатывают методы защиты информации и меры по смягчению воздействия медиаманипуляций. Теперь страны, которые не планируют ведение наступательных информационных операций, но имеют развитую медиа-инфраструктуру также вынуждены заниматься этой деятельностью.

Ведущие западные исследователи пришли к выводу, что информационное оружие может стать адекватным ответом неядерных государств в конфликтах различной интенсивности. А развитие информационно-военного потенциала может компенсировать дисбаланс в области обычных вооружений и даже при отсутствии на вооружении ракетных средств и оружия массового поражения!

Наличие информационных угроз требует усилий по созданию адекватных средств ведения информационной войны (оборонительного, и наступательного характера), в том числе и дипломатических усилий, способствующих укреплению стратегической стабильности на основе совершенствования международного сотрудничества в этой сфере, создания новых правовых механизмов, совершенствования гуманитарного и информационного права с тем, чтобы минимизировать информационные риски.

К сожалению, многие дипломаты и политики рассматривают информационную войну все еще как новое явление и практическую реализацию информационной войны чаще всего признают, к примеру, в сети Интернет или в технических аспектах. Однако очевидно, что неконтролируемый рост методов и стратегий информационных операций посредством современных технологий уже в ближайшее время может привести к возобновлению «гонки вооружений» на качественно новой основе2.

Такая ситуация выводит проблему информационных войн и информационной безопасности на новый уровень, требующий принятия многосторонних мер в глобальном масштабе. Для нашей страны здесь главным является обеспечение защиты национальных интересов в информационном поле, которое является одним из ключевых аспектов национальной безопасности.

В Концепции национальной безопасности КР3 констатируется о «слабой защите» информационного пространства страны4 и указывается на «порождение новых вызовов» в виде запрещенной к распространению информации и противоправных действий, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Документ определяет усиление угроз национальной безопасности Кыргызской Республики в информационном пространстве страны по следующим направлениям, таким как:

— стремление сопредельных государств к доминированию в информационном пространстве Кыргызской Республики (включая получение доступа к информации с ограниченным доступом) и, как следствие, вытеснение его с внутреннего рынка;

— увеличение технологического отрыва от ведущих мировых держав, усиливающее зависимость Кыргызской Республики от закупок зарубежной техники для обеспечения важных национальных информационных инфраструктур;

— деятельность спецслужб других государств, международных экстремистских, террористических и других преступных сообществ, антиобщественных организаций и групп в информационной сфере Кыргызской Республики, их интерес к обладанию информационным оружием и его применению;

-недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий и слабая защита информационного пространства страны.

Несомненно, что в связи с этим возникает необходимость скорейшего создания и реализации государственной политики в сфере информационной безопасности, которая будет содержать мероприятия по предотвращению и нейтрализации негативного воздействия на общество и государство.

В марте этого года президенту А.Атамбаеву был передан проект Концепции государственной информационной политики, подготовленный рабочими группами. В документе обосновано, что вызов отсутствия информационного суверенитета страны ведет к рискам целенаправленного манипулирования с целью создания конфликтной обстановки, манипуляции повесткой дня (создание мнимых приоритетов) для достижения политических целей, снижения уровня институционального доверия с целью уменьшения способности к взаимодействию гражданина и общественных либо государственных институтов.

Если предложенная концепция будет утверждена, то начнется следующий этап — разработка Стратегии развития информационной сферы. Сколько потребуется для этого времени — неизвестно. Но с учетом существующих вызовов и критической ситуации в информационном поле Кыргызстана, подвергающемся медиа-атакам, стремительному развитию ИКТ, существует опасность, что к моменту практической имплементации документа, предлагаемые меры будут малоэффективны.

Поэтому властям необходимо оперативно реагировать на подобные вызовы, объединить усилия всех государственных и частных структур КР, особое внимание уделяя национальным интересам, которые являются стратегическими и глобальными и выходят за рамки нынешнего политического развития.

В соответствии с новым пониманием внешней политики, которое заложено в Стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 годов,5предусматривающей глубокую перезагрузку отношений с соседними странами и выход на новый уровень стратегического сотрудничества, участия в интеграционных объединениях, Кыргызстану важно иметь собственную уникальную модель реагирования на информационные противоборства, чтобы отстаивать кыргызстанские интересы. Эта модель должна базироваться на местных условиях, учитывающих специфику кыргызстанского информационного поля, его возможности и распространенность в медиапространстве, планы по достижению поставленных целей.

1 Winn Schwartau, «Information Warfare: Chaos on the Electronic Superhighway» Thunder’s Mouth Press, Web.,1993

2 Подробно рассмотрено в работах В.Е.Незнамов «Информационная война» М., АВР 1999, Федоров А.В., Цыгичко В.Н (под редакцией.) «Информационные вызовы национальной и международной безопасности», М., ПИР-Центр 2001, Федоров А.В. «Информационная безопасность», М., АВР, 2004.

3 Концепция национальной безопасности КР, утверждена 12 июня 2012 года

4 Концепция национальной безопасности КР, Стр. 32, раздел «Недостаточная развитость информационно-коммуникационных технологий и слабая защита информационного пространства страны»

5 Стратегия устойчивого развития КР на период 2013-2017 годов, от 23.01.2013, Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, раздел 2.12. Новое понимание внешней политики, стр.29

Библиография:

1. Winn Schwartau, «Information Warfare: Chaos on the Electronic Superhighway» Thunder’s Mouth Press, Web.,1993

2. Libiki M. What is Information Warfare. – National Defense University. ACIS paper 3. – August 1995

3. Winn Shwartau, Draper John. Cybershock. Thunder’s mouth pr., National books, 2000; Haeny Rato. Information warfare. An introduction. Washington, The George Washington University Cyberspace Institute, 1997.

4. В.Е.Незнамов «Информационная война» М., АВР 1999, Федоров А.В., Цыгичко В.Н (под редакцией.) «Информационные вызовы национальной и международной безопасности», М., ПИР-Центр 2001, Федоров А.В. «Информационная безопасность», М., АВР, 2004.

5. Концепция национальной безопасности КР, утверждена 12 июня 2012 года

4. Концепция национальной безопасности КР, Стр. 32, раздел «Недостаточная развитость информационно-коммуникационных технологий и слабая защита информационного пространства страны»

5. Стратегия устойчивого развития КР на период 2013-2017 годов, от 23.01.2013, Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, раздел 2.12. Новое понимание внешней политики, стр.29

http://analitika.akipress.org/news:5243