В Кыргызстане с некоторых пор в конфликте между ветвями власти крайними становятся журналисты.
Очередное публичное выяснение отношений между VIP-персонами началось с легкой руки Данияра Нарымбаева. Руководитель аппарата президента КР как-то на досуге решил почитать местную прессу. Он натолкнулся на статью, в которой его, по сути, со слов министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова назвали режиссером отставки генпрокурора Аиды Саляновой. Данияр Нарымбаев разгневался. Его возмутили подобные сравнения с закулисным манипулятором. Позднее высокопоставленный чиновник откровенничал: мол, искренне верил, что произошла какая-то ошибка, и надеялся на опровержение со стороны издания и, соответственно, главного юриста страны. Однако не дождался. Руководитель аппарата президента страны потребовал от депутатов вынести этот вопрос на повестку Совета коалиции парламентского большинства. К слову, прежде чем «выносить сор из избы», Нарымбаев заручился поддержкой босса и, получив добро, пошел за извинениями своего обидчика.
Оппоненты заручились поддержкой своих сторонников. Защитники главы Минюста — члены фракции «Ата Мекен». Эти демонстрировали решительность в деле защиты своего визави. Социалисты ревностно следили за происходящим. Ждать «разоблачений» долго не пришлось. В рассадке участников рассмотрения столь «важного» для страны вопроса члены «Ата Мекена» усмотрели коварство и намеренные попытки унизить Алмамбета Шыкмаматова.
То ли по случайному совпадению, то ли намеренно, но аппаратчики усадили министра юстиции в самом конце стола. Омурбек Текебаев разгневался: как уже осужденного, отправили Шыкмаматова на галерку. «Только клетки не хватает», — добавил он. Министра поспешно пересадили ближе к депутатам. От греха подальше.
Совет коалиции начался с очередного требования Данияра Нарымбаева публичных извинений от главного юриста КР. Данияр Ильич напомнил собравшимся, что политическое лицо не имеет права руководствоваться слухами. Главе Минюста не оставалось ничего другого, как отпираться. Алмамбет Шыкмаматов тотчас нашел «виновного» в своих бедах — журналиста, который якобы выдернул слова из контекста.
Лидер «Ата Мекена» взял на себя роль адвоката и, памятуя, что лучшая защита – нападение, принялся критиковать коллег. Он распекал их за то, что совет собрали по такому «пустяковому делу».
«Алмамбет Шыкмаматов утверждает, что не говорил о Данияре Нарымбаеве ничего плохого. За домыслы, рассуждения человек не несет ответственности. Что плохого в том, что министр юстиции высказал мнение: возможно, генпрокурором станет сам руководитель аппарата президента? Мы все так думали. Даже с лидером фракции СДПК Чыныбаем Турсунбековым в преддверии выборов ходили в кабинет Нарымбаева на кофе, чтобы быть ближе к новому генпрокурору. Но я никогда не мог подумать, что молодая подчиненная руководителя аппарата президента станет генпрокурором. Если я расскажу, что мы говорим об Атамбаеве, Оторбаеве, да и о самом Данияре Нарымбаеве, то земля провалится», — сказал Омурбек Текебаев. А зря подумали журналисты!
Такие откровения явно не понравились Чыныбаю Турсунбекову. Он тотчас открестился, принявшись убеждать всех, что не ходил пить кофе к Данияру Ильичу. Главный социал-демократ также призвал коллег по коалиции быть аккуратнее в высказываниях в присутствии прессы, а министра юстиции пожурил за то, что тот водит дружбу с представителями желтой прессы.
«Если бы журналист, написавший эту статью, был вашим другом, и вы поговорили бы на эту тему, эти разговоры остались бы между вами. Журналисты всегда ходят, вынюхивают, что скажут политики, о чем они думают. Это их работа. А политики сами подбрасывают им информацию. В данном случае, прочитав эту статью, складывается впечатление, что с ваших слов замглавы аппарата президента Икрам Илмиянов чист, и ему вы противопоставляете Данияра Нарымбаева, который, может быт, не чист. Именно так и формируется общественное мнение. В этом смысле я понимаю возмущение Нарымбаева», — сказал Чыныбай Турсунбеков. Лидер фракции СДПК признался, что и сам сталкивался с такими случаями и некоторых журналистов даже ненавидит. Впрочем, не в первый раз Чыныбай Турсунбеков упоминает журналистов в негативном свете.
А тем временем заседание совета все чаще напоминало судилище. Совет разделился на два лагеря: социалисты нападали на Данияра Нарымбаева, социал-демократы вместе с арнамысовцами отбивали атаки и защищали «правую руку» Алмазбека Атамбаева. За происходящее, честное слово, было стыдно.
Член «Достоинства» Нуркамил Мадалиев упрекал социалистку Асию Сасыкбаеву. Последняя огрызалась, пытаясь доказать правоту Шыкмаматова. Другая арнамысовка, Эристина Кочкарова, посчитала поведение министра неэтичным.
Стороны, бросаясь упреками на грани фола, вспоминали повестку и требовали разрешить конфликт. Защитники Нарымбаева жаждали публичных извинений. Социалисты брыкались. И споры заходили на очередной круг бессмысленных разбирательств.
В пылу кипящих страстей отдельным депутатам стал мерещиться в злополучной публикации заговор против всей коалиции большинства.
На импровизированную сцену взобралась Ирина Карамушкина. Она заявила, что некоторые СМИ реализуют стратегию развала коалиции. «С одной стороны, мы сами виноваты, что нас так прокручивают. Политики должны давать интервью только на диктофон, чтобы в дальнейшем не было проблем. Мы все знаем, что есть журналисты, которые пишут проплаченные материалы. Я сама сталкивалась с этим, судилась. Нам надо всем сплотиться, чтобы не было угроз для коалиции», — призывала социал-демократка, чью честь и достоинство суд оценил в 5 (пять) тысяч сомов.
А социалист Сайдулла Нышанов в инциденте углядел кризис отношений и предложил решить вопрос кардинально. Он отметил: если коалиция большинства уже не находит общего языка, то надо перед президентом поставить вопрос о досрочном отзыве парламента. Все поймали тишину. Сразу стало понятно: перспектива быть распущенными не устраивала никого.
И депутатский корпус вновь принялся искать «врага». Вспомнил о своих обидах и депутат Туратбек Мадылбеков. Как выяснилось, он оскорблен высказыванием президента КР на итоговой пресс-конференции о том, что якобы в 2010 году стихийных самозахватов удалось избежать только благодаря мэру города Исе Омуркулову. Мадылбеков посетовал, что он, будучи главой ГУВД и комендантом города, Атамбаевым незаслуженно забыт, а вся слава досталась Омуркулову.
Тут сам Алмамбет Шыкмаматов вспомнил о кознях СМИ. Ранее, по его словам, в одной газете написали, что он, Шыкмаматов, якобы переходит в СДПК, продав родной «Ата Мекен». Данияр Нарымбаев не унимался и даже не пытался скрыть досаду. «Господин Шыкмаматов так и не понял суть вопроса. Он почему-то постоянно делает упор на моем возможном генпрокурорстве. У нас Шыкмаматов — главный юрист страны или главный предсказатель правительства?» — возмущался он.
Когда ситуация накалилась, старейший из депутатов Ташполот Балтабаев напомнил, что все присутствующие должны работать в единой связке. «Мы все в одной лодке, если мы потонем, то и вы тоже», — философствовал он. Модератору заседания Феликсу Кулову не оставалось ничего другого, как оправдываться перед присутствующими за поведение коллег. Впрочем, никто его не слушал. Все развлекались устроенным в стенах Жогорку Кенеша шоу.
Более двух часов убили депутаты на болтовню. И в итоге ни к чему не пришли. Как и стоило ожидать, крайними стали журналисты.
Как заявил позднее Феликс Кулов, коалиция большинства склонна поверить Алмамбету Шыкмаматову, что он не говорил слов, очерняющих Данияра Нарымбаева. «Но министру следовало сразу потребовать от издания опровержения за искажение его слов, извиниться перед Нарымбаевым и не доводить дело до разбирательств. Данияр Нарымбаев правильно сделал, что обратился к нам. Дело приобрело политическую окраску и не только задело главу президентского аппарата, но и бросило тень на самого Алмазбека Атамбаева, поскольку Нарымбаев – руководитель подведомственной ему структуры», — добавил он.
После заседания Данияр Нарымбаев ушел удрученным, так и не добившись извинений. Последовавшего за ним Шыкмаматова перехватили работники прессы. Тот еще раз заявил, что не видит повода для публичного раскаяния и извинений.
…Совет коалиции большинства – структура, призванная оперативно реагировать на важные процессы, происходящие в стране, в том числе экономические и социальные.
Ни резкое увеличение стоимости ГСМ, ни ошеломляющий скачок курса доллара, ни многомесячное отсутствие природного газа в самом крупном регионе страны с миллионным населением, ни перестрелки на государственной границе — с жертвами и пострадавшими, ни страшные по своей жестокости и количеству факты детского насилия не стали предметом рассмотрения на заседании Совета коалиции парламентского большинства.
Зато мелочная свара двух чиновников заслужила внимание высокого собрания. Взрослые мужчины и женщины, представители законотворческого корпуса страны продемонстрировали свой уровень во всей своей красе. Ни стыда, ни совести…