Генпрокуратура своим постановлением превратила потерпевшего в подозреваемого.
«Действия Генпрокуратуры с арестом контрольного пакета акций ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек» направлены на то, чтобы показать всем, что власть сегодня готова взять под контроль независимое СМИ» — так прокомментировал арест ценных бумаг компании генеральный директор ОсОО «Рубикон» Александр Ким.
Отметим, 10 ноября вышло постановление Генеральной прокуратуры об аресте контрольного пакета акций (19 400 простых и две привилегированные акции) ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек» с формулировкой «в связи с возможной конфискацией имущества Адиля Тойгонбаева».
По словам Александра Кима, если прокуратура на основании поиска имущества Адиля Тойгонбаева арестовывает акции, нужно было сначала решить правовые вопросы. «Деятельность ОсОО регламентируется Гражданским кодексом и Законом «О хозяйственных товариществах и обществах», где прописаны все нормы. Имущество принадлежит обществу на праве собственности. Доли в этом имуществе принадлежат учредителям, которые имеют право распоряжаться им, учредители имеют доли, пропорциональные вкладу в уставной капитал», — пояснил Ким.
Генеральный директор «Рубикон» еще раз напомнил, что в 2005 году Октябрьский районный суд вывел из состава учредителей «Петровски корп.», следовательно, все доли в уставном капитале и имуществе «Рубикона» перешли к оставшимся учредителям — Александру Киму и Анне Власенко.
«Это решение суда никто не опротестовывал. После решения Октябрьского суда в «Рубиконе» никакого имущества «Петровски корп.», следовательно, Адиля Тойгонбаева, не было. Участнику, вышедшему из общества, согласно закону, выплачивается стоимость части имущества, пропорциональная его вкладу в уставной капитал. Определяется сумма в соответствии с балансом общества на момент выхода участника. Баланс на то время составлял 3 млн 600 тыс. сомов. Соответственно, «Петровски корп.» положен 51% от этой суммы. Однако, согласно другой статье закона, с вышедшего участника могут быть взысканы все убытки, причиненные обществу. Ущерб, нанесенный «Петровски корп.» «Рубикону», исчисляется десятками миллионов сомов. Если встанет вопрос о конфискации имущества, то государство вместе с получением компенсации должно будет взять на себя выплату ущерба. Но важно, чтобы все решалось законно в судебном порядке», — отметил Александр Ким.
Отвечая на вопрос журналистов о возможной национализации имущества, он добавил, что для этого необходимо сначала принять Закон «О национализации 50% доли ОсОО «Рубикон», что, по его мнению, практически невозможно.
Стоит подчеркнуть, что Генпрокуратура одним своим постановлением превратила потерпевшего в обвиняемого или подозреваемого. О чем проинформировал СМИ директор по правовым вопросам ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек» Сергей Воронцов. Так, согласно постановлению, следователь по особо важным делам следственного управления ГП К. Узакбаев берет за основу дело 2005 года, где заявителем — потерпевшей стороной — выступает сам Александр Ким.
«Преступление было совершено в 2001 году, а дело возбудили только в 2005-м. С заявлением обратился сам Александр Ким о принятии мер в отношении господина Минбаева, который, подделав документы, реализовал имущество «Рубикона» без согласия других учредителей. То есть Ким здесь пострадавший. Мы проводили экспертизы. Было доказано, что совершена подделка документов. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано. Его завели только в 2005-м. По этому делу по факту мошенничества срок давности составляет 7 лет. Стоит отметить, что следственные действия Генеральной прокуратурой не проводились. Теперь же о деле неожиданно вспомнили.
Кстати, сейчас те прокуроры, которые нам тогда препятствовали, занимают довольно ответственные посты. Согласно нормам УПК КР, прокуратура может наложить арест на имущество подозреваемого или обвиняемого. Если ссылка идет на эту статью, то непонятно, почему арестовано имущество потерпевших? Как учредители стали вдруг обвиняемыми или подозреваемыми?» — задается вопросом юрист.
Прокуроры, по мнению руководства «Рубикона», проигнорировали все нормы закона, в связи с чем постановление заведомо незаконное. Его планируют оспорить в суде.
На вопрос журналистов, кто стоит за захватом «Вечерки», Александр Ким повторил, что не хочет верить в причастность самого главы государства. «Мой личный опыт знакомства с Алмазбеком Атамбаевым показывает, что он человек упертый. Я считал его своим другом и его личностные качества не подвергал сомнению. В 2010 году, после апрельских событий, Алмазбек Атамбаев пришел в гости в «Вечерний Бишкек» и заявил, что знает, что 50% акций принадлежат Максиму Бакиеву. Я пытался его убедить в недостоверности этой информации. Но учитывая его характер, его мнение изменить сложно. Его окружение пользуется этим в своих целях, и, возможно, вводит главу государства в заблуждение. Ясное дело, что Атамбаев не давал распоряжений прокуратуре или судам», — подчеркнул Ким.
Он отбросил версию, что «захватчики» преследуют материальную выгоду. «Доходы редакции могут быть значительны для нас с вами, — обратился он к журналистам. — Но не интересны для тех, кто пытается взять редакцию под контроль. Очевидно, что идет борьба за информационный ресурс. Мы не знаем, что будет в городском суде, но чем дольше это будет длиться, тем больше будет скандальных ситуаций, благодаря которым ослабевает позиция президента. И есть люди, которым это на руку», — подытожил Ким.
Напомним, конфликт вокруг «ВБ» начался с того, что 24 сентября судья Первомайского районного суда Бишкека Эмиль Аксамаев принял решение о передаче 50-процентной доли рекламной фирмы «Рубикон» (финансового центра ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек») бывшим соучредителям ОсОО — Александру Рябушкину и его жене Галине Рябушкиной. Это беспрецедентное решение расценили как начавшийся рейдерский захват редакции «Вечернего Бишкека» с помощью давления на судебную систему. Рябушкины в 2000 году продали свою долю зятю Аскара Акаева Адилю Тойгонбаеву, который потом захватил «Вечерку» путем подделки документов.
В начале ноября текущего года прозвучали первые лозунги о необходимости национализации «Вечерки». «Герои апреля» в составе троих человек посчитали целесообразным передать 50% акций государству в наказание за то, что журналисты «Вечернего Бишкека» ни разу их не похвалили. Они даже обвинили редакцию в лоббировании интересов прежних властей страны.
Позже выступила еще одна когорта «героев» из организации «Айкол Ала-Тоо», которая заявила о необходимости конфискации частной собственности.