Месяц назад в тестовую эксплуатацию запущена высококачественная волоконно-оптическая магистраль, соединившая север и юг страны, сегодня это цифровое и спутниковое телевидение. О перспективах развития телекоммуникационной отрасли страны нам рассказали кыргызские, украинские и французские специалисты. О перспективах развития телекоммуникационной отрасли страны рассказывают кыргызские, украинские и французские специалисты.
Взгляд притягивает стена из огромных мониторов, на которых, как в калейдоскопе, сменяют друг друга яркие красочные картинки с титрами. «То, что вы сейчас видите, доли секунды назад было потоком нечитаемых цифр и знаков», — встречает нас в серверной глава ОАО «Кыргызтелеком»Алмазбек Кадыркулов. Возле экранов нас ждут иностранные гости – Региональный директор по странам Европы и Азии EUTELSAT (Франция) Дэвид Гейлинг и Генеральный директор ООО НПП «Квант-Эфир» (Украина) Алексей Летинский.
Алмазбек Кадыркулов: На днях, нажав на красную символическую кнопку, мы запустили цифровое и спутниковое вещание в Кыргызстане. Но за этим нажатием кнопки стоит огромнейшая работа.
«Азаттык»: Но при этом «Кыргызтелеком» не перестают упрекать в неэффективной работе…
Алмазбек Кадыркулов: Годы спекуляций на тему приватизации предприятия за копейки, из-за непрофессионализма сотрудников, каких-то миллионных зарплат руководителей компании и проведения нечестных тендеров давно пора оставить в прошлом. На нашу встречу я специально пригласил руководителей компаний Eutelsat и ООО НПП «Квант-Эфир», победивших в тендерах на поставку оборудования для спутникового и цифрового вещания, чтобы вы могли напрямую задать им все вопросы об этом проекте и исключить возможные кривотолки.
«Азаттык»: И как вам, двум разным компаниям из опять же разных стран работается в Кыргызстане?
Дэвид Гейлинг: Много лет назад, еще в 1993 году, будучи студентом, я впервые услышал о Кыргызстане из уст посла КР в Соединенных Штатах Розы Отунбаевой. Тогда я и представить себе не мог, что так близко познакомлюсь с республикой. Рассказывая о вашей стране, ваш посол предположила, что Кыргызстан может стать среднеазиатской Швейцарией. Она не ошиблась. В Швейцарии, как и в Кыргызстане, очень комфортно работать. Законодательство, экономический и политический режимы — очень важные составляющие для развития медиа-услуг.
Алексей Летинский: Поддержу Дэвида. Здесь великолепное законодательство. Несмотря на уникальность проекта и сжатость сроков исполнения, в Кыргызстане у нас вообще не возникало никаких проблем, все очень быстро оформляется при наличии необходимых документов.
Дэвид Гейлинг: Я был приятно поражен, не только либеральными законами, но и самоотверженностью сотрудников. Одна история меня очень впечатлила. Мы прилетели устанавливать оборудование с субботы на воскресенье. Разобранные части спутниковой тарелки лежали в ящиках на складе. Топ-менеджеры РПО РМТР — генеральный и технический директора, их заместители — вышли в выходной день на работу, чтобы вместе с нами разгрузить 2 тонны железа. Мы все работали вместе. Представляете? Это был позитивный знак в начале проекта.
Алексей Летинский: 2 тонны Перенести вручную 2 тонны металла – это серьезно. У нас тоже сложились хорошие профессиональные отношения с местными специалистами. Мы смогли оценить лояльность сотрудников, когда последние несколько недель до запуска пришлось работать в 2-3 смены. И вопрос денег не поднимался: просто все понимали, что проект надо закончить. Здесь работается очень комфортно с точки зрения человеческих отношений, но иногда непонятно кем инициированные интриги портят настроение. В погоне за сенсацией фантазия человеческая безгранична.
«Азаттык»: Алексей, Вы заинтриговали…
Алексей Летинский: Нам в Украине последствия революций знакомы не меньше, чем вам. Со временем вырабатывается иммунитет, поэтому опубликованное нас лишь позабавило. В вашей прессе нас «уличили» в связи с действующим президентом Украины Петром Порошенко. Могу со всей ответственностью заявить, что он не учредитель, не акционер и не инвестор нашего предприятия. «Квант-Эфир» – это частная компания, мы не имеем отношения ни к одной из политических партий Украины. Предприятие было создано в 1992 году на базе военного института «Квант». До 2000 года мы работали в партнерстве с итальянской компанией, на сегодняшний день мы разработчики, производители и поставщики собственного оборудования для телевидения, радиовещания, военной и телекоммуникационной промышленности. Мы поставляем свое оборудование и системы вещания в Беларусь, Молдову, Грузию, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, а через наших партнеров – и в Казахстан, Узбекистан и страны дальнего зарубежья.
«Азаттык»: А Ваш опыт, Дэвид?
Дэвид Гейлинг: Анализируя среднеазиатский рынок в течение нескольких лет, мы делали ставки на страны с высоким показателем ВВП на душу населения. Но около года назад у нас возникло понимание, что самый лучший вариант для запуска нашей среднеазиатской платформы – это Кыргызстан. С 2010 года в республике многое изменилось. Как я упомянул, здесь самые либеральные законы, а вкупе с нашими технологиями они помогут Кыргызстану развить рынок медиа-индустрии. Это благоприятный рынок с большими перспективами. С нашей точки зрения, ваша республика со временем может стать региональным хабом цифрового контента, как например государство Катар на Ближнем Востоке.
«Азаттык»: Вы уверены?..
Дэвид Гейлинг: Учитывая, с какой скоростью развиваются наши отношения, я полагаю, что случится это очень скоро. В мае был проведен тендер, 1 июля мы подписали контракт. В октябре мы установили аплинк-антенну с видеокомпрессией. Сегодня в самом отдаленном кыргызстанском селе на 90-сантиметровой тарелке я могу смотреть уже 4 канала. Завтра это будет 14 каналов, послезавтра — 30. И это контент на местном языке для местной аудитории. Настоящий прорыв впереди — Eutelsat поможет Кыргызстану начать целенаправленное завоевание отечественного и зарубежного телерынков. Все ваши каналы могут разместиться на одном спутнике и вещать по всей стране через среднеазиатский луч, предлагать свои услуги на территории 13 государств. И это только начало, а возможности безграничны.
Алексей Летинский: Соглашусь с Дэвидом. Мы более 10 лет работаем на рынке Кыргызстана, и он нам очень хорошо знаком. Когда-то Кыргызстан был первой зарубежной страной, куда «Квант-Эфир» вышел после освоения украинского рынка. Это был 2003 год. Сегодня на нашем оборудовании «под ключ» в вашей республике работают «ЭлТР», НТС, «5 канал», «Кыргызтелеком». Реальное понимание особенностей ведения бизнеса в Кыргызстане и опыт позволяют нам делать местным компаниям адекватные конкурентные предложения.
«Азаттык»: Это относится и к объявленному «Кыргызтелекомом» тендеру по цифровому телевидению?
Алексей Летинский: Совершенно верно. В тендере принимали участие достойные компании, но с ценами они все перестраховались. Мы дали 2,6 миллиона долларов, ближайшей к нам была компания с предложением более 5 миллионов. Думаю, что участники тендера просто не до конца понимали, как и что нужно делать. У нас к тому моменту был опыт. Например, учитывая рельеф Кыргызстана, нет смысла ставить мощное оборудование и «греть горы», надо достаточно аккуратно и технически грамотно подходить к выбору мощности передатчика и типа передающей антенны. За счет этих параметров можно покрыть эффективную площадь при оптимальных финансовых затратах. В РПО РМТР в Кыргызстане на сегодняшний день стоит самое современное оборудование по цифровому вещанию. Оно позволяет поэтапно реализовывать сеть цифрового эфирного вещания, оптимизируя средства и силы как на этапе построения, так и на этапе эксплуатации с обеспечением зрителей Кыргызстана всеми преимуществами цифрового ТВ-стандарта DVB–T2. Это качество сигнала, многоканальность (так, если в аналоге на одночастотном канале транслируется одна ТВ-программа, то сейчас это может быть 14-16 программ, т.е. вместо 4 программ – 64), HD-сервисы, EPG (электронный гид программ), интерактивность и т.д.
«Азаттык»: Вопрос цены услуг, наверное, самый часто задаваемый вам?
Алмазбек Кадыркулов: «Кыргызтелеком» со своей стороны организовал путь доставки «картинки» до телезрителя, сейчас на уровне правительства Кыргызстана разрабатывается государственная программа по предоставлению необеспеченным слоям населения бесплатных ресиверов и распределению пакета бесплатных программ. Также мы рассматриваем вопрос запуска местного производства цифровых приставок. Проект, разрабатываемый филиалом ОАО «Кыргызтелеком» — РПО РМТР, позволит создать новые рабочие места и получить отечественную продукцию по приемлемым ценам с гарантийным обслуживанием в стране.
Дэвид Гейлинг: В процесс разработки ценовой политики по спутниковому вещанию вовлечены многие структуры, и правительство в том числе. На рынке цена должна быть одна, и она будет доступной, уверен. Объясню почему. Я более 20 лет работаю на этом рынке. Лет 10 назад у государств была тенденция использовать свои собственные спутники как признак великой державы. Считалось, что это дает власть, но экономически это не самый лучший выбор, потому что затраты и риски астрономические. Одна из ваших соседних стран запускала свой спутник, все национальные коммуникации связи были переведены на него, а он упал. Это большие деньги. Например, Великобритания, Германия, Испания понимают, что государству нерационально иметь свой спутник, и эти страны пользуются нашим оборудованием. Eutelsat считается «золотым стандартом», поэтому мы работаем только с лучшими мировыми производителями. У нас 37 спутников, мы вещаем 5 700 каналов. Как мировой оператор с 32-летним опытом мы можем исключить форс-мажор и дать хорошую цену.