Генпрокуратура ищет имущество Адиля Тойгонбаева в «Вечернем Бишкеке».
После информационной атаки по поводу того, что в «Рубиконе» и «Вечернем Бишкеке» еще осталось не найденное властями имущество Адиля Тойгонбаева (зятя Аскара Акаева), в дело вступила Генеральная прокуратура. И как потом верить окружению президента, которое пытается отвести от себя подозрения по захвату медиахолдинга?
В дело вступает Генпрокуратура
Разворачивающийся с подачи окружения президента сценарий по захвату «Рубикона» и «Вечернего Бишкека» начинает напоминать сериал «Санта–Барбара», причем плохо срежиссированный. Сценаристов рейдерства медиахолдинга, кажется, логика и здравый смысл совсем покинули. Видимо, думают, что уже далеко зашли и назад дороги нет, поэтому продолжают рыть яму… себе, редакции, всем, кто вовлечен в этот процесс.
Чтобы ответчики в лице собственников «Рубикона» были всегда в тонусе, решили попробовать еще сценарий с национализацией частной собственности. На прошлой неделе состоялась пресс–конференция, где три товарища, на одного из которых заводили уголовное дело по подозрению в мошенничестве, зачитали достаточно агрессивное заявление. Суть его в том, что «Вечерний Бишкек» плохо пишет про «героев апрельской революции» и критикует власть, поэтому надо газету национализировать. Под соусом, что раз критикует — значит, принадлежит Максиму Бакиеву.
Видимо, те, кто за участников пресс–конференции пишет речи, поняли: национализация — это тупиковый путь отъема собственности. Ведь нужно принимать отдельный закон «О национализации 50% доли в ОсОО «Рубикон». Представляете, если такой законопроект будет проходить процедуры в парламенте! Инициаторам сразу припомнят незаконные декреты и то, что национализация подразумевает компенсацию владельцу стоимости его имущества.
Уже на этой неделе тон «героев апреля» смягчился. Но подготовились они так же плохо. Бывший кандидат в депутаты Бишкекского горкенеша от партии СДПК, он же потерпевший в апрельских событиях, замешанный в скандале с распределением квартир, зачитал другую бумажку.
Теперь из уст представителей общественной организации «Айкол Ала–Тоо» звучит слово «конфискация». Участники обеих пресс–конференций обмолвились, что в органы прокуратуры уже обратились, чтобы выяснить: принадлежит ли медиахолдинг Адилю Тойгонбаеву или Максиму Бакиеву.
То есть теперь отобрать «Рубикон» с «Вечерним Бишкеком» пытаются не только давлением суда, общественного мнения, «революционных масс», а руками Генпрокуратуры?
Де–юре конфисковать на законных основаниях имущество можно через суд. Если, например, Генпрокуратура туда обратится и докажет, что «Рубикон» с «Вечерним Бишкеком» нанесли такой ущерб государству, что собственность нужно непременно конфисковать. Каким образом это возможно сделать, остается загадкой.
Но Генпрокуратура копать уже начала. Отрыла в своих архивах подзабытое уголовное дело на приспешников Адиля Тойгонбаева, заведенное еще в апреле 2005 года. Теперь следователь по особо важным делам следственного управления ГП К. Узакбаев пытается найти акции «зятя кыргызского народа» в «Вечерке».
Чего хотят добиться авторы всего этого действа? Допустим, конфискуют часть акций «Вечернего Бишкека». Контроля никакого не получат, а довольствоваться небольшой суммой дивидендов после такой политической кампании глупо. В итоге эта попытка окажется еще более тупиковой. При этом конфронтация редакции с окружением президента только обострится и сильно затянется. Но, видимо, собственные амбиции доверенных Атамбаеву лиц гораздо важнее, чем репутация главы государства.
Подключение к процессу Генеральной прокуратуры высветило главное — применение адмресурса развенчало навязываемый миф о том, что за захватом «Вечерки» может стоять оппозиция или третьи силы. Или вообще какие–то российские бизнесмены. Ведь именно так донесли Алмазбеку Атамбаеву. Разве найдется в нашей стране наивный человек, который поверит, что по указке лидеров оппозиции или каких–то предпринимателей Генпрокуратура так распустит свои щупальца? То, что за рейдерским захватом может стоять окружение президента, стало заметно еще больше.
То, чего нет
И если оно пойдет ва–банк — по пути национализации или конфискации, то Генпрокуратуре нужно будет сначала доказать, что 50% «Рубикона» принадлежат Адилю Тойгонбаеву или Бакиевым. Пусть пытается. Но только законно.
Хотя, напомним, компанию «Петровски Корп.», принадлежащую Тойгонбаеву, суд вывел из состава учредителей еще в 2005 году. После этого она потеряла право собственности на долю в имуществе «Рубикона». Но у нее осталось право на получение компенсации за эту долю. Фирма девять лет ждет представителей «Петровски Корп.». Пока никого нет. В таком случае, может, Генпрокуратуре национализировать «Петровски Корп.»? И уже на законных основаниях прийти в «Рубикон» и потребовать компенсацию.
Есть еще одна важная деталь: организаторы рейдерства не подозревали, что доля «Рубикона» никому не могла перейти, потому что уставный капитал ОсОО был уменьшен на 51% (до 4900 сомов), то есть скукожился до доли Александра Кима и его супруги.
Имущество же «Рубикона» как принадлежало компании и ее учредителям, так и принадлежит.
А пока редакция готовится к городскому суду и наблюдает, как режиссеры захвата «Вечерки» пытаются увести ситуацию в другое правовое поле, еще более запутанное и рискованное с точки зрения репутационного риска, прежде всего для них самих.