Несмотря на значительные изменения, происшедшие в мире журналистики за последние годы, телевизионные новости, кажется, крепко держатся за свои традиции.
«ТВ-новости погрязли в бессмысленной ортодоксальности», — пишет американский специалист в области медиа, блогер и преподаватель журналистики Джефф Джарвис в своей состоящей из трех частейпубликации, посвященной переосмыслению ситуации в индустрии телевизионных новостей.
Джарвис определенно не является поклонником современных теленовостей — он цитирует банальные стендапы устаревших новостных программ, говорит о постановочном пиаре, транслирующемся под видом журналистских материалов, о чрезмерном упрощении сложных проблем и приводит другие примеры того, как телевизионные медиа бездарно расходуют свои ресурсы.
«Большинство теленовостей — это просто отстой, но я хочу поговорить о другом», — пишет он в первой части своей публикации «Переосмысливая теленовости: что не работает и что может быть сделано».
Вместо обсуждения плачевного состояния современной тележурналистики, Джарвис предлагает способы преодоления застоя. По его мнению, использование веб-камер может кардинально изменить ситуацию.
«В наше время веб-камера — это гораздо больше, чем просто дешевая удаленная камера, не связанная со спутником, пишет он во второй части публикации, посвященной новым моделям работы теленовостей. — Это окно в новый мир свидетелей, экспертов, комментаторов и людей, на жизнь которых повлияло новостное событие: это новые голоса и новые перспективы».
Джарвис предлагает журналистам использовать возможности Google Hangouts и видео, записанных на веб-камеры, освещая новости с мест событий. Репортерам, находящимся на месте событий, он также советует искать информацию в местных сообществах, опрашивать местных жителей вместо того, чтобы показывать в эфире обычные говорящие головы. Он также предлагает давать возможность людям, которых лично затронули попавшие в рубрику срочных новостей события, самим задавать вопросы экспертам. «Сейчас существуют миллионы телевизионных камер. Они дают миллионы возможностей».
Газеты и журналы, которые используют видео, называют новаторскими, но Джарвис думает, что настоящие инновации в мире видеоновостей будут «совсем не похожи на телевидение». Настоящие инноваторы будут больше использовать Интернет и выйдут за традиционные рамки двумерного повествования.
Джарвис спросил Тима Пула из медиакомпании Vice Media, что тот думает о будущем теленовостей, и видео было далеко не первой идеей, о которой тот упомянул.
«Он начал с разговора о людях — свидетелях и комментаторах, о том, как найти лучших из них и объединить, о технологиях и о пользовательских интерфейсах. В конце концов я услышал то, что стало складываться в новую идею будущего телевидения и новостей, в котором видео является лишь одним из инструментов».
Чтобы избавиться от никому не нужной болтовни, которой заполнены новостные каналы 24 часа в сутки, Джарвис предлагает им следовать модели Википедии, работая с онлайн-видео. Ведь сайты могут обновлять страницы, добавляя новую информацию к старому контенту, вместо того чтобы создавать всякий раз новый материал с тем же содержанием, что напоминает заезженную пластинку, повторяющую те же самые факты снова и снова.
«Представьте себе, что сервис онлайн-новостей предложил нам (а) обобщение всей известной на данный момент информации о «горячей» новости, (б) обновлял бы контент только в случае появления новой информации и (в) сообщал нам о поступлении этой новой информации и давал нам возможность выбора — просматривать ли последние обновления», — пишет Джарвис.
Это напоминает живые блоги, сделанные в формате видео; добавьте к этому использованиемодели оповещения о появлении новой информации, аналогичной той, которую используетCirca, чтобы держать пользователей в курсе обновлений к историям.
Чтобы помочь пользователям, которые подключаются к истории с не с самого начала, разобраться в ситуации, Джарвис предлагает новостным агентствам хранить «склад блоков объяснения и бэкграундеров … капитал, который с течением времени привлечет зрителей и поможет компаниям построить хорошую репутацию».
Джарвис не говорит об использовании модных графиков или интерактивных эффектов, он говорит о модели, в которой действует хорошо знающий ситуацию репортер, который может рассказать об истории вопроса в отдельном сегменте передачи, используя для иллюстрации возможности видео.
Джарвис также предлагает такие идеи, как использование мобильных видео с приглушенным звуком, сопровождающихся большими текстами.
Но его основная идея заключается в том, что для теленовостей пришло время раздвинуть устаревшие рамки традиционной тележурналистики.
«Мы должны избавиться от мысли, что реальные телевизионные новости, профессиональные телевизионные новости, должны обязательно включать стендапы и съемки дальним планом, — пишет он. — Мы должны избавиться от этих старых штучек, чтобы освободить время и ресурсы, которые сделают телевизионные новости лучше, потому что они могут стать лучше».
http://ijnet.org/ru/blog/257296