Министерство транспорта и коммуникаций КР выносит на общественное обсуждение проектыпостановления «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» и «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О телевидении и радиовещании». Об этом сообщает пресс-служба правительства.
Согласно справке-обоснованию к проекту, законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» вносятся изменения и дополнения в законы КР«Об электрической и почтовой связи», «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике».
Действующие законы КР «Об электрической и почтовой связи» и «О телевидении и радиовещании» имеют статьи, регулирующие общие сферы деятельности и различие в толковании этих статей приводит к тому, что не работает ни тот, ни другой закон. С переходом на цифровое вещания положение значительно усложнится. В связи с этим предлагаемые изменения и дополнения в закон КР «Об электрической и почтовой связи» направлены на четкое разделение сфер действия этих законов, что позволит значительно ускорить развитие этой сферы и положительным образом отразится на регулировании данной сферы деятельности.
Вещание телевизионных и звуковых программ независимо от применяемых технологий четко делится на два вида деятельности:
— создание и формирование вещательных программ (как телевизионных, так и звуковых). Конечным продуктом этого процесса является создание электрического сигнала вещания в соответствии с принятыми стандартами для подачи его в ту или иную сеть электронных коммуникаций;
— распространение электрического сигнала вещания по сетям электронных коммуникаций (спутниковые сети, наземные сети фиксированной и мобильной связи, широкополосные сети передачи данных и т.д.).
В связи с этим, сфера действия закона об электрической связи (в пределах этого вида деятельности) должна ограничиться распространением электрического сигнала вещания, что соответствует международному опыту в данной области.
Для гармонизации закона КР «Об электрической и почтовой связи» с международным законодательством и соответствия закона целям внедрения цифрового телерадиовещания предлагается ввести в данный Закон ряд новых терминов и скорректировать и уточнить уже существующие.
Кроме того, некоторые предлагаемые изменения и дополнения в закон вызваны принятием нового закона КР «О лицензионно-разрешительной деятельности». Ряд положений закона КР «Об электрической и почтовой связи» потребовали корректировки и исправлений. Так изменения в статью 8 «Функции и полномочия уполномоченного государственного органа по связи» закона КР «Об электрической и почтовой связи» обусловлены необходимостью гармонизации с положениями закона КР «О лицензионно-разрешительной деятельности». Кроме того, в случае сокращения содержания уполномоченного государственного органа по связи за счет отчислений от операторов связи, из бюджета потребуются дополнительные финансовые средства.
Предлагается более четкий порядок радиочастотного менеджмента – выделения и перераспределения полос и номиналов частот, уточнение функций регулятора в этой сфере, возможность выдачи лицензий на использование радиочастотного спектра по результатам торгов – аукциона или конкурса, что является наиболее прозрачной и демократичной международной практикой, наиболее актуальной в связи с предстоящей необходимостью высвобождения радиочастот для целей цифрового вещания.
Изменения в закон КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» связаны с необходимостью наделения правом принимать (издавать) нормативные правовые акты, обязательные для исполнения субъектами рынка телекоммуникаций, уполномоченный государственный орган по связи – регулятора в области связи Государственного Агентство связи при ПКР.
Внесение изменений в закон КР «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» также вызваны необходимостью успешного перехода КР на цифровое вещание. Некоторые положения данного закона не могут способствовать эффективному развитию сферы информационно-коммуникационных технологий с учетом требований цифровизации, а в отдельных случаях способны нанести вред регуляторным функциям государства в этой сфере, в том числе в связи с планируемым переходом на цифровое телерадиовещание. За рамками правового регулирования остались вопросы государственного радиочастотного менеджмента – управления ограниченным государственным ресурсом с возможностью отзыва/аннулирования ранее выданных лицензий на использование радиочастотного спектра, что может способствовать стимулированию операторов развертывать свои сети в отдаленных регионах; возможности реализации лицензий на использование радиочастотного спектра через аукцион, что может содействовать как пополнению государственного бюджета, так и развитию добросовестной конкуренции в этой сфере. В связи с чем размер лицензионного сбора при выдаче лицензии будет устанавливаться по результатам такого аукциона или конкурса, и будет отличен от размера аналогичного сбора, взимаемого по результатам простого рассмотрения заявлений о выдаче, переоформлении лицензий/разрешений, выдаче их дубликатов.
Кроме того предлагаемые дополнения и изменения направлены на увеличение эффективности использования радиочастотного спектра, что позволит уполномоченному государственному органу по связи (лицензиару) вести эффективный радиочастотный менеджмент использования выделенных оператору электросвязи ограниченных государственных ресурсов – полос/номиналов радиочастот; позволит периодически пересматривать и перераспределять между операторами неэффективно используемые полосы радиочастот, что особенно актуально с точки зрения конверсии радиочастотного спектра, появления новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих более эффективно использовать ограниченный государственный ресурс, в том числе для целей цифрового телерадиовещания. Кроме того, при проведении торгов (аукциона, конкурса), на их победителя государством могут налагаться дополнительные обязательства (например, обеспечить связью отдаленные регионы), устанавливаемые в соответствующих лицензионных требованиях к лицензии.
Согласно справке-обоснованию к проекту закона КР «О внесении изменений и дополнений в закон КР «О телевидении и радиовещании», его целью является создание правовых условий для успешного перехода на цифровое вещание, создание благоприятной нормативной правовой базы для развития рынка цифрового вещания, поддержка отечественных производителей аудиовизуальной продукции — национальных телерадиовещательных программ.
В соответствии с решением Региональной конференции радиосвязи по наземному цифровому вещанию «Женева 06», подписанного участниками международного союза электросвязи (МЭС) в мае 2006 года, страны Центральноазиатского региона 17 июня 2015 года последними завершают переход всего мира на цифровое эфирное вещание. КР также является участницей данной конференции. По истечении данного срока частоты телевизионных каналов аналогового телевещания потеряют международную защиту.
Для КР важно внедрение цифрового наземного вещания, иначе ей грозят трудности в координации частотных присвоений телевизионных станций в приграничных зонах.
В настоящее время теле- и радиовещание регулируется законом КР «О телевидении и радиовещании», принятым в июне 2008 года. На момент принятия данный закон не учитывал необходимость перехода к 2015 году на цифровое вещание, и в первую очередь – появление новых субъектов телерадиовещания – операторов электросвязи, которые используя сети телекоммуникаций по различным технологиям должны заниматься доставкой телерадиопрограмм, телерадиоканалов до потребителей — населения.
Также действующий закон в существующей редакции создает трудности в правоприменении и государственном регулировании деятельности телерадиорганизаций. В сфере телевещания в настоящее время сложилась ситуация, когда одну и туже сферу деятельности регулируют два нормативных акта: закон КР «Об электрической и почтовой связи» и закон КР «О телевидении и радиовещании». Подобное регулирование приводит к затруднениям, результатом которых является то, что на практике не применяется ни тот, ни другой закон. В связи с этим предлагаемые изменения и дополнения в закон направлены на четкое разделение сферы действия этих законов, что позволит значительно ускорить развитие цифрового телевидения в КР.
Также предлагается ввести ряд новых терминов, урегулировать новые отношения не знакомые ранее отечественному законодательству, все они связаны с переходом с аналогового вещания на цифровое. Кроме того, в законе предлагается четко разграничить субъектов системы телерадиовещания, это позволит определить порядок их деятельности, а также зону ответственности.
Кроме того, законом предлагается ввести разрешительную систему – процедуру получения соответствующего разрешения на размещение телерадиоканала в аналоговом вещании или цифровом пакете, что позволит защитить пользователей от так называемого «вредного» контента, проследить, какие телерадиоканалы будут размещаться в цифровом пакете, соответствуют ли они требованиям, предъявляемым законодательством к средствам массовой информации.