Кыргызстан – одна из стран в Центральной Азии, сделавшая первый шаг в либерализации средств массовой информации посредством создания Общественного телерадиовещания. Общественное вещание — это важная часть демократического общества, гарантирующая информационный плюрализм, идеологическое многообразие и рост профессионализма средств массовой информации. Последняя редакция закона КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики» (ОТРК) была принята 21 декабря 2011 года. Этот закон регулирует деятельность Общественной телерадиовещательной корпорации КР в целях развития общественного вещания. До этого момента действовало Положение «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики», которое было утверждено Декретом Временного Правительства КР от 30 апреля 2010 года.
А совсем недавно, 6 июня 2013 года, Президент Кыргызской Республики подписал закон КР «О внесении изменений и дополнений в закон КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики». Поправки, принятые в этом году, — это первое изменение в действующую редакцию закона от 21.12.2011 года.
Что, именно, изменилось в законе? И как это отразится на деятельности
Общественной телерадиовещательной корпорации?
Внесенные изменения коснулись нескольких статей:
- 13 — «Порядок избрания членов Совета».
- 15 — «Полномочия и права Совета».
- 19 — «Генеральный директор Корпорации»
Судя по названию статей, понятно, что речь идет о важных нормах, которые могут существенно затруднить слаженность работы корпорации. Однако анализ внесенных изменений и дополнений в закон КР «Об общественной телерадиовещательной корпорации КР» показал, что общая картина всех изменений носит больше положительный характер. В качестве «минуса» хотелось бы отметить изменение в части 3 статьи 19.
Ст. 19 «Генеральный директор Корпорации»
Генеральный директор является исполнительным органом ОТРК, который управляет Корпорацией и несет ответственность за все ее операции и виды деятельности. До принятия поправок в закон генеральный директор избирался Советом сроком на 5 лет, теперь этот срок установлен на 4 года.
Надо, отметить, что в первоначальном законопроекте, а он инициировался депутатами Жогорку Кенеша КР, речи об изменении срока пребывания на посту гендиректора не было. Такая поправка возникла уже при последующих обсуждениях депутатами проекта закона. И поэтому конкретного обоснования по сокращению сроков назначения на должность руководителя корпорации до 4-лет не нашлось. Возможно, оно зафиксировано в каком-нибудь протоколе депутатских заседаний по обсуждению этой нормы.
Но с позиции закона, изменение срока, не представляет большой угрозы для деятельности организации, однако для конкретного человека, который изначально был назначен на 5 лет, уменьшение срока может иметь психологическое воздействие.
Согласно Модельному закону об общественном вещании срок пребывания на должности первого руководителя компании устанавливается – пять лет. Мировой опыт показывает, что в большинстве стран этот срок также равен 5-ти годам.
В эту же часть ст.19 добавлено предложение, что «Если достаточного для избрания количества голосов не получил ни один из кандидатов на должность генерального директора Корпорации, то проводится новый конкурс». Очевидно, что такое дополнение вреда не принесет. Считаю, что в данном случае, наглядно демонстрируется принцип прозрачности в процедуре проведения выборов. При этом обжалование, проведенных выборов, сводятся к минимуму.
Кроме этого в статье появилось еще две дополнительные части «3-1 и 3-2». Содержание первого дополнения запрещает генеральному директору корпорации занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. А если руководитель состоит членом партийной организации, то на время исполнения своих обязанностей он должен приостановить свое членство.
Эта норма вполне оправдана, поскольку гендиректор должен быть независим от политического или иного влияния государственных органов на его деятельность. Данное ограничение соответствует международному стандарту, когда любое вмешательство в работу руководителя общественного вещания должно законодательно исключаться.
Очень важный момент закреплен в дополнительной части «3-2» ст.19. Это досрочное освобождение директора корпорации по основанию не утверждения Наблюдательным Советом годового отчета о деятельности ОТРК. Эта норма звучит так: «В случае не утверждения годового отчета о деятельности Корпорации, а также в соответствии с законодательством Кыргызской Республики генеральный директор Корпорации освобождается от занимаемой должности двумя третями голосов от общего числа членов Совета».
В настоящей норме заложен механизм публичной отчетности, который приветствуется международными стандартами. Такой подход повышает ответственность руководителя. А если отчет не утверждается, то Наблюдательный Совет вправе вынести вопрос на заседание Совета об увольнении генерального директора. И только при условии, когда две третьих голосов от общего числа членов Совета проголосуют за досрочное освобождение от занимаемой должности генерального директора, то он будет уволен.
Установление градации «2/3» от общего количества всех членов Совета является некоторой гарантией при решении вопроса об увольнении руководителя, поскольку на практике это соответствует 10 голосам из 15 членов.
Рекомендации международных стандартов предусматривают: при написании национальных законов в обязательном порядке необходимо включать конкретные основания для досрочного освобождения. Международная практика считает приемлемой, именно такую пропорцию голосов для смещения с должности директора. В нашем случае, чтобы уволить – необходимо набрать голоса как минимум от 10 членов Совета.
Далее рассмотрим изменения двух статей, касающихся Наблюдательного Совета.
Ст.13 «Порядок избрания членов Совета»
Дополнение касается части 3, где гарантируется кандидату от парламентской оппозиции одно место в составе Наблюдательного Совета, даже если ни один из кандидатов оппозиции не набрал достаточного количества голосов, необходимых для прохождения в Совет. В данной ситуации в Совет войдет кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Всего Жогорку Кенеш выдвигает в состав Совета 10 кандидатур, из которых путем рейтингового голосования утверждает только 5.
Это положительная норма, поскольку при самом худшем раскладе, в момент формирования Наблюдательного Совета одно место в Совете всегда будет закреплено законом за парламентской оппозицией. Статус парламентской оппозиции закреплен в Конституции КР, поэтому участие парламентской оппозиции в Наблюдательном совете «будет только развивать принципы демократии и справедливости».
Ст.15 «Полномочия и права Совета»
Действующая норма закона предусматривает избрание генерального директора корпорации на конкурсной основе двумя третями голосов от общего числа членов Совета, но, ранее не было прописано в законе, как досрочно освободить директора от занимаемой должности. Сейчас устанавливается аналогичный порядок и для досрочного освобождения от должности генерального директора.
Теперь компетенция Наблюдательного Совета дополнена еще одной функцией «…досрочно освобождать от занимаемой должности генерального директора Корпорации двумя третями голосов от общего числа членов Совета» (часть 1 ст.15).
Добросовестно исполняя свои функциональные обязанности, сложно подвергнуть себя такой критике, чтобы 10 членов Совета выразили вам свое недоверие. Поэтому набрать такое количество голосов возможно, если только гендиректор будет «совсем уклоняться» от своих служебных обязанностей.
Дополненный порядок касается досрочного освобождения, а основание в законе только одно — не утверждение годового отчета о деятельности корпорации. Однако Наблюдательный Совет не лишается права рассматривать и другие основания досрочного увольнения генерального директора, регламентируемые трудовым законодательством.
Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси