Парламентская фракция СДПК 1 ноября в трех чтениях одобрила законопроект об ответственности средств массовой информации за ложный донос.
Инициатор законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР» Галина Скрипкина сообщила, что граждане КР часто верят тому, что написано в прессе, и делают выводы из прочитанного.
Однако, по ее словам, иногда в СМИ появляются публикации, не соответствующие действительности, что наносит вред обществу.
«Законопроектом предлагается повысить ответственность СМИ за ложный донос. Редакторы перед опубликованием информации должны проверять ее достоверность. Тут нет покушения на свободу добросовестного слова. Надо избегать не демократии, а охлократии, которая во многих СМИ сейчас творится», — отметила парламентарий.
Ее инициативу поддержала Эркингуль Иманкожоева.
«Одна из газет опубликовала материал о том, что якобы Кумтор мне построил особняк, а из Карамушкиной вообще убийцу сделали. Полностью поддерживаю законопроект», — сказала она.
Карамат Орозова в свою очередь предложила прописать уголовную ответственность в отношении заказчиков статей.
«Сейчас выпускается много заказных материалов. Надо привлекать к ответственности не только тех, кто пишет такое, но и заказывает», — предложила депутат.
Мурадыл Мадеминов сообщил, что двумя руками за проект закона.
«Даже если в прессе пишут пошлости, пусть они будут правдивыми», — добавил он.
Однако против законопроекта выступила Ыргыл Кыдыралиева.
«Неправильно написали – подайте в суд, все просто. Многие депутаты сами такие слова говорят с трибуны, слухи распространяют, заказывают статьи, а журналисты пишут. Когда мы шли в парламент, мы знали, что так и будет. Самим надо следить за речью», — возмутилась парламентарий.
«Многие материалы могут вызвать скандал. Недавно газета «Майдан» опубликовала коллаж, который мог вызвать скандал между Кыргызстаном и Россией. Почему мы должны подключать дипломатические каналы, чтобы после таких публикаций просить прощения? Законопроект не направлен на покушение свободы СМИ, речь идет только о ложном доносе», — возразила Г.Скрипкина.
В результате проект закона был одобрен в трех чтениях.
Справка из проекта закона о поправках:
В справке-обосновании в проекте поправок автор отмечает, что в последние годы в обществе усилилась негативная тенденция, когда для недобросовестной конкуренции в различных сферах деятельности, в том числе в политической борьбе и в целях создания социальной напряженности в обществе, для сведения личных счетов, из чувства мести и других низменных побуждений, используются заведомо ложные доносы, публичные обвинения в совершении преступлений.
Статьей 329 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления. Вместе с тем, Уголовным кодексом не предусмотрено уголовного наказания за заведомо ложные сообщения с обвинениями в совершении преступления, содержащиеся в публичных выступлениях, публикуемые в средствах массовой информации или распространяемые на радио и телевидении.
Необходимо учитывать, что согласно статьям 150,154 Уголовно-процессуального кодекса, сообщение в средствах массовой информации может служить поводом к возбуждению уголовного дела. Соответственно заведомо ложное публичное сообщение, обвинение в совершении преступления влечет не только схожие, но и более серьезные (с учетом публичного характера обвинений) последствия для обвиняемых граждан, чем ложный донос. В случаях же, когда заведомо ложное публичное обвинение в совершении преступления (в том числе тяжкого и особо тяжкого) касается должностных лиц или институтов власти, это может привести к их дискредитации и подрыву доверия населения к ним, возникновению социальной напряженности в обществе.
Таким образом, предлагается дополнить статью 329 (Заведомо ложный донос) Уголовного Кодекса, включив в число уголовно наказуемых преступлений наряду с заведомо ложным доносом также положения о заведомо ложном сообщении с обвинением в совершении преступления, опубликованном, распространенном в средствах массовой информации.